«Eurasianet»: Таджикистан и Иран хотят, но не могут помочь друг другу
27.09.11 12:57, Zamandash press - информационное агентство
Таджикистан приглашает вмешаться иранских военных
Пару недель назад президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад побывал в Душанбе, и министр обороны Таджикистана Шерали Хайруллоев сделал следующее заявление, которое вызвало недоумение и удивление в регионе: «Сегодня, если это необходимо, вооруженные силы Исламской Республики Иран могут прибыть в Таджикистан за два часа, и если военное присутствие таджикской стороны необходимо в планах и программах Исламской Республики, подразделения таджикской армии также готовы отправиться в Иран. Мы поддерживаем друг друга при любых условиях, а друзья и враги считают нас дружественными и братскими государствами».
И что же? Перспектива интервенции иранских войск в Таджикистан, несомненно, интригует. (Перспектива интервенции таджикских войск в Иран является лишь высокопарной фразой, брошенной ради достоинства Таджикистана; у него достаточно своих проблем с защитой собственной территории, не говоря уже об Иране). Веб-сайт «Asia-Plus» спросил мнение у нескольких таджикских экспертов по этому поводу.
Председатель Ассоциации политологов Таджикистана Абдугани Махмадазимов говорит: «У Таджикистана нет врагов, ни среди соседей, ни среди других стран. Тем не менее, есть проблемы по некоторым региональным вопросам, в частности вопрос об использовании приграничных рек для ирригации и производства электричества. Эти проблемы должны решаться посредством переговоров, без привлечения военных сил иностранных государств. Конечно же, Иран имеет сильные ВВС, которые он может незамедлительно дислоцировать».
С теоретической точки зрения конфликты вполне возможны. Если мы говорим о возможном конфликте между Таджикистаном и Узбекистаном, эксперты из обеих стран согласны с тем, что эта конфронтация не приведет к господству той или иной стороны. Наиболее важно то, что в Таджикистане есть крупная российская военная база, и она расположена в Душанбе. Если театр военных действий развернется в столице, хотим мы этого или нет, эта военная база будет вовлечена в конфликт. Они будут вынуждены вмешаться, хотя бы из инстинкта самосохранения.
Руководитель фонда «Индем» Саймуддин Дустов считает: «Я думаю, что прямой угрозы от Узбекистана нет. Однако это очевидно, что узбекские и российские эксперты постоянно распространяют слухи о возможной воздушной атаке на ГЭС «Рогун», а также о возможном военном вторжении со стороны Узбекистана. Конечно, военная мощь Узбекистана превышает нашу, однако партизанская война не позволяет им достичь успеха».
В целом, мы можем сказать, что заявление министра обороны Таджикистана - это ответ на информацию и политическое давление, которое последние шесть месяцев оказывал на правящую элиту Таджикистана Кремль. Была использована массивная информационная атака со стороны российского министра обороны Анатолия Сердюкова, спикера Бориса Грызлова и членов государственной российской Думы, в частности, информационная атака была проведена на недавнем саммите СНГ в Душанбе с участием самого президента Медведева.
Последний параграф, похоже, является основным моментом. До визита Ахмадинеджада президент России Дмитрий Медведев лично побывал в стране и объявил, что лидеры двух стран подписали соглашение о продлении срока аренды российской военной базы в Таджикистане. Недавно я встречался с российским журналистом и экспертом по Центральной Азии Аркадием Дубновым, и он отметил нечто важное: в то время, как Медведев делал свое заявление, его коллега Эмомали Рахмон ничего не сказал по этому поводу. Нет и соглашения по цене, которую Россия выплатит за свою базу, так что, по мнению Дубнова, заигрывание Таджикистана с Ираном нацелено для того, чтобы показать Москве, что у таджиков есть другие друзья, которые могли бы тоже защитить их.
Но если это было именно то послание, которое хотел донести Рахмон, его бесполезность и ничтожность была раскрыта несколько дней спустя. Таджикистан пригласил небольшой контингент иранских солдат на участие в параде в честь Дня независимости страны, но когда иранские самолеты попытались влететь, Туркменистан и Узбекистан заблокировали свое воздушное пространство. Иранцы были вынуждены поменять маршрут - что иронично, через Афганистан, чье воздушное пространство находится под контролем НАТО и США. Таким образом, если прибытие иранских войск за два часа, о котором говорил Хайруллоев, зависит от готовности и благорасположения США, остается пожелать удачи в том случае, если цель полета будет намного серьезнее, нежели простой парад:
Джошуа Кусера «Eurasianet», 26 сентября 2011 года Перевод - «InoZpress.kg»