CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

guljan.org

Guljan - КПСС, «Единая Россия», «Нур Отан» - близнецы-братья

28 сентября 2011

КПСС, «Единая Россия», «Нур Отан» - близнецы-братья

27 сентября, 2011, Guljan

В ожидании реакции Астаны на российские политические игрища

«Судьбоносный», «Модернизация», «Сенсационный», «Наступление на коррупцию»: интернет, телевидение и газеты пестрят кричащими заголовками и броскими фразами. Российское общество обсуждает события последних дней. Просто «совок» или Казахстан какой-то, а не Российская Федерация!

«В огромном зале спортивного комплекса "Лужники" в субботу не было свободных мест - почти 11 тысяч единороссов и членов Народного фронта ждали выступления лидера партии Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева. Они приехали на съезд вместе и под аплодисменты присутствующих прошли на свои места в зале».

Газета «Вечерняя Москва»

Как известно, на «судьбоносном» заседании премьер Путин предложил президенту Медведеву возглавить партийный список единороссов, и тот не отказался. Это предложение фактически равнозначно назначению в премьеры. В свою очередь президент Медведев авансировал премьера как кандидата в президенты. И ВВП также не смог устоять. Рокировка спланирована, презентована, дело за малым - выборами.

Но выборы топов в России, как и у нас, всегда приводят к роковому, предсказуемому результату. Сейчас у соседей интригуют по креслицам меньшего калибра, на министерском, губернаторском уровне. Скажем, будущий премьер подчищает кабинет под себя на предмет лояльности и преданности. Вот и министр финансов России Алексей Кудрин отбыл в отставку, недвусмысленно дав понять Медведеву, кого он считает реальным президентом.

А вот чего ждать от нашей власти, пока неясно. Однако обезьянничать, копировать или, говоря чуть мягче, «учитывать зарубежный опыт», мы это умеем. Но остаются опасения: куда двинется Россия при обновленном тандеме Путин-Медведев и как это затронет нас?

Как пояснил в эксклюзивном интервью «j» ведущий специалист Российского института стратегических исследований (РИСИ) Аждар Куртов, «Владимир Путин продолжит ту же самую линию, которую претворял в жизнь в течение двух своих первых президентских сроков, поскольку россиянам, национальному самолюбию граждан России льстит эта линия поведения».

Возвращение Путина - это нормально - Эту линию можно назвать имперской, я, кстати, ничего плохого в таком термине не вижу, поскольку сам принадлежу к сторонникам того, что России было бы полезно возродить свою имперскую сущность. Курс будет на повышение роли России в мире, на возвращение статуса великой державы - это цель, которая поставлена руководством России, и Путин будет ее более активно добиваться, чем это делал Медведев.

Но чего ждать Казахстану и казахстанцам от старого нового президента России?

- В отношении Казахстана, мне кажется, никаких угроз это не несет, в отличие от тех симптомов, которые я читаю в ваших средствах массовой информации. Поскольку период выяснения отношений в 90-е годы, в период суверенизации уже пройден. Россия воспринимает Казахстан как суверенное государство. Никто не покушается на эту суверенность, и никто не будет покушаться оттяпать какие-то северные области Казахстана, как время от времени предлагает Жириновский и некоторые другие его единомышленники, но принадлежащие к другим политическим спектрам.

Видите ли, и при Путине, и при Медведеве Казахстан рассматривается как близкий соратник России. Внешняя политика России, хотя это, с моей точки зрения, признак слабости, но это-де-факто так, базируется во многом на том, что Россия богата углеводородным сырьем. И в этом смысле в последние годы российскому руководству удавалось находить даже на этой почве контакты и взаимопонимание с казахстанским политическим классом. Несмотря на то, что углеводородное сырье делает нас конкурентами. Однако то, что Казахстан пошел на сотрудничество с Россией по Каспийскому трубопроводному консорциуму, по вступлению в Таможенный союз, позволяют предположить, что точки соприкосновения найдены, взаимопонимание существует, и угрозы в возвращении Путина я не вижу.

С моей точки зрения российское руководство не будет актуализировать тему с положением русскоязычного населения в Казахстане, которое обострилось в связи с этим письмом (письмо 138-ми - «j») казахстанской интеллигенции и плюс представителей политической элиты типа руководителя Казкосмоса. Я думаю, что эти вопросы не поднимались никогда так, как могли бы быть подняты и в период Ельцина, и в период Путина, и в период Медведева, и не будут подниматься и в дальнейшем. С моей точки зрения - к сожалению, не будут подниматься.

Многие аналитики да и простые люди отмечают сходство властных решений, принимаемых Астаной и Москвой. Значит ли это, что наши элиты копируют удачные решения друг друга?

- Да, безусловно. Больше того, это положительное качество казахстанской политической элиты, связанное с тем, что Казахстан небольшое по населению государство. Я по России не могу сказать, что все, что мы говорим, пишем, советуем, моментально становится на повестку дня для президентской власти, поскольку в государстве кроме нашего института вокруг Кремля существует еще много советчиков. А в Казахстане другая ситуация. Там очень внимательно следят за тем, что делает Россия, и бюрократические механизмы работают эффективнее, быстрее, и более оперативно доносят до главы государства эти решения. И они очень часто инициируются от имени Казахстана, а не России, хотя на самом деле представляют собой кальку с какой-то российской позиции.

Конец тандемократии А вот как ситуацию прокомментировал генеральный секретарь ОСДП «АЗАТ» Амиржан Косанов:

- Думаю, что известный путинский вектор во внутренней и внешней политике будет теперь главенствовать без всяких медведевских оговорок. Кажется, эпохе тандемократии пришел конец. Российская правящая элита наконец-то избавится от синдрома двуликого Януса. С учетом вышесказанного усилятся тенденции, которые были главными до медведевского президентства. Возможно, общая риторика о модернизации и правах человека будет формально сохраняться, но они не будут решающими факторами российской жизни.

Чего ожидать Казахстану и казахстанцам, учитывая привычку официальной Астаны реагировать на российские движения, вплоть до копирования?

- Сложно дать однозначный ответ. Да, российский вектор у нас определяющий не только в экономике. Но наша власть всегда поступает исключительно по принципу: копируй то, что тебе самому выгодно. Так что однозначного слепого копирования не будет. И наш флюгерного типа официоз будет акцентировать внимание общества исключительно на тех примерах российского опыта, которые им нужны на данный момент. Например, раскручивать тезис о том, что стабильность (несменяемость) власти - это залог стабильности всего общества и так далее. В то же время известна линия Путина на возрождение России как главного субъекта постсоветского пространства. И нашей власти надо будет определяться со своей линией поведения: или мы будем равноправными партнерами, особенно в ТС и будущем ЕЭП, или все так же будем плыть в фарватере России.

Есть ли вероятность того, что в нашей стране примут на вооружение опыт России, создав некую «чистую» партию, альтернативную существующей?

- Возможно, президент и хотел бы по примеру Путина облагородить лицо своей партии. Особенно накануне парламентских выборов, но этого не допустят функционеры из «Нур Отана». Они против всякой (любой) формы политической конкуренции. А создание аналога российского Народного фронта в Казахстане, помимо прочего, будет подразумевать и внутривластную конкуренцию идей и людей. А это комфортно устроившимся в своей монопольной скорлупе чиновникам «Нур Отана» нужно?

Вопросов больше, чем ответов. Ведь возвращение Владимира Путина во власть, его публичные жесткость и бескомпромиссность могут внести коррективы во многие отрасли современной жизни. Однако, как оказалось, не все эксперты уверены в том, что все будет так, как объявлено на съезде «Единой России». К примеру, международный обозреватель газеты «Московские новости» Аркадий Дубнов рассказал «j», что на пути реализации озвученной рокировки могут возникнуть вполне реальные проблемы.

«Путин» три раза - Я бы тут напомнил, что председатель российского ЦИК Владимир Чуров заметил на следующий день после объявления об этой рокировке, что он не уверен, что президентские выборы окончатся победой Владимира Путина.

Это дежурное заявление избиркома, сделанное грамотно и уместно. Я бы к этому добавил, что за предстоящие полгода в связи с этой рокировкой может случиться много всякого разного. В первую очередь это связано с серьезными опасениями относительно надвигающейся волны кризиса и рецессии. Дело в том, что за несколько месяцев российский рубль заметно полегчал, и это говорит о многом, чуть ли не о плавающей девальвации. И это само по себе может вызвать серьезные социальные проблемы в России и, возможно, скажется на популярности правящего тандема. Так что я бы не рискнул сегодня со стопроцентной уверенностью говорить, что все будет так гладко, как было на съезде «Единой России». Весь съезд выглядел одной сплошной клакой. Если бы вы видели памятку, которую раздавали делегатам съезда, где был четко расписан порядок скандирования, сколько раз надо скандировать «Путин, Путин, Путин», «Единая Россия» и так далее. Это гораздо более неприлично, чем съезды КПСС.

И как все это может отразиться на казахстанско-российских отношениях?

- Что касается отношений с Казахстаном, то по большому счету, я не вижу причин, по которым может измениться тренд российской политики по отношению к этой стране. Вообще рискованно изменять тренд в отношениях между странами, протяженность границ которых является самой большой в мире - 7,5 тысяч, а если взять и Каспий, то все 8 тысяч километров. Если исходить из того, что президентом России будет Путин, то независимо от того, кто будет главой правительства - Медведев, либо кто еще - при Путине эти отношения могут стать более прогнозируемыми, чем при Медведеве, а значит более устойчивыми. Кроме того, возвращение Путина во власть может способствовать укреплению казахстанской вертикали власти, поскольку характер наследования или возвращения во власть национального лидера России с учетом национальной специфики фактически воспроизводит казахстанскую модель.

Учитывая способность казахстанской власти оперативно принимать на вооружение скопированные у кого-то алгоритмы, можно ли предположить, что в Казахстане вскоре будет создана некая искусственная, альтернативная партия по примеру «Народного фронта»?

- Я так не думаю. Казахстан все-таки идет по своему пути. В России присутствует системная оппозиция в лице коммунистической партии, ЛДПР, хотя вряд ли они окажутся в новом составе парламента. То есть существует системная оппозиция, а в Казахстане даже и этого нет в парламенте. Казахстан должен хотя бы пройти ту стадию модерирования вертикали власти сверху, как это уже происходило в России. В Казахстане уже есть вторая партия, которую представляют как конструктивную оппозицию. Таким образом, в вашей стране нет необходимости создавать «Народный фронт».

Судя по всему, в самом ближайшем времени вполне можно ожидать калькообразных действий в наших палестинах. Впрочем, тут зона сплошных предположений. Вероятно, состоится внеплановое очередное сборище нестройных колонн «Нур Отана». И там с великой помпою под звучание фанфар будет объявлено, что: Вот тут экспертному сообществу и тем, кому еще не прискучило, придется поломать голову: каким образом Астана сдаст и разыграет свои замызганные картишки?

И как сказал на съезде «Единой России» протоиерей, глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Всеволод Чаплин: «Когда еще в истории России высшая власть в государстве передавалась так мирно, достойно, честно, по-дружески? Это настоящий пример доброты и нравственности в политике, пример, которому, по-моему, могут позавидовать не только наши предшественники и люди, жившие в советское время, но и граждане большинства стран мира, включая те, которые пытаются нас учить».

Просто браво. Что тут еще добавить?

Беседовал Марат Усманов

guljan.org

Предыдущая статьяia-centr.ru :: ИАЦ МГУ: Казахстану нужен свой тандем.
Следующая статьяШёлковый путь героина | Общество - Аргументы и Факты