О необходимости энергетического диалога в Центральной Азии
05.10.2011, ia-centr.ru
Владимир Евсеев - кандидат технических наук, директор Центра общественно-политических исследований.
Диана Сазонова - кандидат политических наук, главный специалист Научно-организационного управления РАН.
О необходимости энергетического диалога в Центральной Азии
В настоящее время Центральная Азия является одним из важных объектов мировой политики. Для этого имеется много причин. Во-первых, с территории региона исходит большое количество различного рода трансграничных угроз и вызовов. Во-вторых, рассматриваемый регион является перспективным в качестве источника сырьевых ресурсов для глобальной экономики. В-третьих, после 1991 года за влияние в Центральной Азии развернулось острое соперничество между великими державами (Россией, США, Китаем), Европейским союзом, Ираном и Турцией. Государства Центральной Азии составляют большую и влиятельную часть таких интеграционных проектов на постсоветском пространстве как СНГ, ЕврАзЭс, ОДКБ и ШОС.
Учитывая складывающуюся ситуацию в мире в целом, а на постсоветском пространстве в частности, России необходимо сохранить и укрепить здесь свою роль в качестве лидера. Для этого необходимо выработать новую модель сотрудничества, включающую инновационные инструменты и механизмы взаимодействия в экономической, инвестиционной, военно-технической, культурно-образовательной и информационных сферах. Реализация одного из приоритетов российской внешней политики, а именно продвижения в регионе политико-экономических интересов, возможна. Но для этого необходимо исправить те недочеты и ошибки, которые были допущены в предыдущие годы.
После распада Советского Союза все страны Центральной Азии пережили резкий спад экономического производства. Начиная с середины 1990-х годов их экономика несколько оживилась, однако уровень, сравнимый с поздним советским периодом, некоторым так и не удалось достичь. Расположенные в регионе государства оказались в той же экономической ситуации, что и большинство развивающихся стран: они живут за счет добычи и экспорта сырья - энергоносителей (нефти, газа, природного урана), золота, а также производства хлопка, черных и цветных металлов. Стратегическими угрозами такой односторонней экономики являются: техническая отсталость, высокая зависимость от колебания мировых цен, безработица и ухудшение социально-экономической обстановки. Кроме того, значительная часть доходов от экспорта сырья и продуктов первичной переработки присваиваются небольшой группой людей, что приводит к слабости внутреннего рынка и увеличивает дифференциацию местного населения по уровню доходов. Проблемы социально-экономического развития вызывают недовольство в обществе, в котором еще свежи воспоминания о высоком уровне социальной защищенности в советское время, политизируют его и на определенном историческом этапе ввергают в состояние напряженности с высоким уровнем конфликтного потенциала.
Исторически сложившиеся связи между Россией и центральноазиатскими странами настолько глубоки, что их разрыв крайне негативно сказался бы на нашем будущем. Российская Федерация остается в регионе важнейшим торговым партнером. Наиболее активно сотрудничество развивается в энергетической сфере, что включает добычу и транспортировку нефти и природного газа, производство уранового концентрата, наработку электроэнергии и передачу ее потребителям. Москва продолжает работу по укреплению на постсоветском пространстве интеграционных процессов, а энергетика является одной из фундаментальных сфер сотрудничества. Российская Федерация заинтересована в увеличении экспорта из этого региона нефти и природного газа исключительно по собственной территории. Однако, в ввиду наличия магистральных трубопроводов в Китай и Иран, возможности транспортировки казахской нефти для нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан морским путем, а также стремления всех стран Центральной Азии к развитию отношений с Западом и Китаем, возможности экономического и военно-политического влияния России в регионе значительно сократились.
В этих условиях объективно возрастает необходимость осуществления в Центральной Азии энергетического диалога, в первую очередь в отношении путей транспортировки углеводородного сырья. В частности для Москвы было бы предпочтительней, чтобы новые газовые месторождения Туркменистана обеспечивали сырьем Прикаспийский газопровод, что, по сути, исключает строительство как газопровода Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия, так и газопровода по дну Каспийского моря в Азербайджан. Но убедить в этом своих центральноазиатских партнеров будет достаточно сложно.
Следует отметить, что помимо нефти и природного газа Центральная Азия располагает и другими энергоресурсами, которые включают природный уран и бурый уголь. Наличие их богатых месторождений привлекает Запад и Китай к сотрудничеству со странами региона, создавая России существенную конкуренцию. Исходя из этого необходимость организации в Центральной Азии энергетического диалога еще более возрастает.
Кроме этого, после распада Советского Союза межнациональные проблемы в регионе существенно обострились. Одна из причин этого состоит в том, что исчезла центральная власть, которая в значительной степени сглаживала такого рода противоречия и выступала в роли источника финансовых и других ресурсов. По-прежнему между государствами Центральной Азии отсутствует взаимопонимание по ряду экономических и политических вопросов. Причем наиболее остро обозначили себя труднопреодолимые противоречия, связанные с нехваткой земельных и водных ресурсов, отсутствием демаркации государственных границ.
Проблема водных ресурсов с каждым годом обостряется. Киргизия и Таджикистан владеют более чем 80% всех запасов пресной воды в Центральной Азии. Руководство этих стран рассматривает гидроэнергетику как, по сути, единственную возможность преодоления нищеты и подъема национальной экономики. Испытывая недостаток электроэнергии в зимний период, эти республики увеличивают ее наработку в этот сезон путем сброса дополнительных объемов воды через каскады гидроэлектростанций. Это приводит к заболачиванию отдельных районов Узбекистана и Казахстана зимой и нехватке воды летом. Помимо этого существует значительное недопонимание по вопросу водопользования между Узбекистаном и Туркменистаном.
Исходя из вышеизложенного, возникла серьезная водно-энергетическая проблема, решить которую при отсутствии экономически обоснованного энергетического диалога просто невозможно. Эта проблема имеет и политический контекст в виду стремления Узбекистана к лидерству в Центральной Азии.
Конфликтный потенциал в регионе чрезвычайно высок. Именно поэтому России следует создать здесь условия для энергетического диалога и ослабить существующую водно-энергетическую проблему. Это не только укрепит ее позиции в Центральной Азии, но и будет способствовать повышению стабильности в рассматриваемом регионе, стратегически важном для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
При отсутствии в регионе равноправного энергетического диалога ситуация в сфере безопасности может полностью выйти из-под контроля. Уже существовали попытки силового давления Узбекистана на соседнюю Киргизию. На фоне трагических событий июня 2010 года, когда в ходе межэтнического конфликта на юге Киргизии погибло значительное количество узбеков, обострение водно-энергетической проблемы может привести к вооруженному конфликту, не вмешаться в который Россия просто не сможет. Аналогичная ситуация может возникнуть на узбекско-таджикской границе, которая до сих пор местами заминирована. Причем в случае затягивания решения этой проблемы ситуация будет только ухудшаться ввиду продолжающегося увеличения численности местного населения.
Анализ существующих экономических проблем позволяет констатировать, что центральноазиатские республики по-прежнему зависят от России, в первую очередь в сфере энергетики. Такое положение сохранится и в будущем, что создает Российской Федерации дополнительные возможности по реализации своих интересов путем создания в регионе единого рынка. Однако реализовать их будет трудно ввиду высокой внутренней нестабильности расположенных здесь государств, серьезных противоречий между ними и противодействия со стороны Китая и Запада. Один из путей решения этой проблемы состоит в организации на территории Центральной Азии взаимовыгодного диалога по водно-энергетическим вопросам.
Таким образом, энергетический диалог в рассматриваемом регионе не просто нужен. Он стал насущной необходимостью для всех центральноазиатских государств. Именно поэтому России следует уделять этому вопросу повышенное внимание, что позволит ей не только укрепить региональную безопасность, но и стать в регионе локомотивом интеграционных процессов.