CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ia-centr.ru ::: Экспертная оценка :: Жанаозен: мнения известных экспертов

25 декабря 2011

Жанаозен: мнения известных экспертов

25.12.2011, ia-centr.ru

Чем меньше горючего материала в доме, тем лучше

Как заявляют представители экспертного сообщества, «нефтяники Жанаозена оказались «разменной картой» в руках противников власти, скрывающихся от правосудия за границей... инструментом для расшатывания стабильности в нашем государстве. Простых рабочих цинично подвели к использованию насилия против власти, против простых людей, мирно праздновавших День независимости:». Так ли это? Что же должно было произойти, чтобы народ пошел на такое преступление, пошел против таких же простых людей? Мы попросили известных экспертов прокомментировать ситуацию и ответить на следующие вопросы:

1. Кто или что стоит за трагическими событиями, произошедшими в последнее время в Казахстане и в частности в Жанаозене? Можно ли считать эти волнения конфликтом интересов? По версии россиян, беспорядки в Казахстане спровоцированы извне. Кому это выгодно, кто это финансирует?

2. Кто на самом деле скрывался в форменных куртках нефтяников на площади Жанаозена - местные рабочие, оралманы, мигранты или бандиты?

3. Можно ли было предотвратить это кровопролитие или хотя бы минимизировать ущерб, ведь, как отмечают пользователи, уже накануне в социальных сетях появились призывы к срыву празднования Дня независимости Казахстана.

4. Есть ли опасение, что мангистауский сценарий может быть использован в других регионах Казахстана? Какие меры необходимо предпринять для локализации конфликта?

5. Следует ли нам ожидать каких-либо волнений, дестабилизации ситуации в преддверии внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента, которые состоятся у нас 15 января 2012 года и быть готовыми к ним?

Мурат ТЕЛИБЕКОВ, председатель Союза мусульман Казахстана, директор Мусульманского комитета по правам человека в Центральной Азии:

1. Трудовой конфликт с нефтяниками длился почти год. Страсти накалились до предела. Взрывная смесь была создана не без помощи властей. Она сгущалась, концентрация увеличивалась. Для взрыва нужна была лишь маленькая искра, и кто-то ее искусно преподнес. Попробуйте устроить такой же бунт в Алматы или Астане. Ничего не получится. Хоть сотню Аблязовых и Храпунов призовите, и Кажегельдина, и Рахата Алиева приложите, а сверху навалите «Аль Каиду» и «Талибан»: Все равно ничего не получится, потому что нет взрывной смеси. В Жанаозене она была, и в Таразе, и в Актюбинской области была.

Здесь целый букет факторов: недальновидная политика властей, низкий уровень жизни, коррупция, криминал, внутридворцовые склоки, зарубежная оппозиция, геополитическая борьба. Все смешалось в великой казахской юрте, но многое, конечно же, вторично. Самое главное - в обществе появилась масса людей отчаявшихся, доведенных до крайности, готовых в порыве ненависти убивать и умереть.

Кто мог приложить к этому руку? Гипотетически в подобном ходе событий заинтересованы Мухтар Аблязов и Рахат Алиев. Кто еще? Последние внешнеполитические устремления Казахстана, направленные на сближение с Россией, не соответствуют интересам США, и американцы постараются популярно это объяснить Назарбаеву. Мы наблюдаем вполне естественные тренды. Здесь нет принципов, есть только голый прагматизм, и в этом нет ничего удивительного. Все народы ведут себя подобным образом.

2. Мы становимся жертвами обмана, когда очень этого хочется. Сейчас я скажу о другом. Реакция власти неконструктивна. Она неубедительна и это все больше подрывает доверие к ней. У нас не принято, чтобы государственные мужи каялись перед народом, приносили свои извинения, признавались в своих ошибках. Почему? Это считается признаком слабости. На месте Президента я бы самолично приехал в Жанаозен и наказал бы не только главных зачинщиков бойни, но и городского акима и главного полицейского, ведь они, несомненно, тоже виноваты в этой трагедии.

В споре с оппонентами я часто привожу довод: хорошо, вы считаете, что нефтяники не правы, они - заевшиеся ребята, бесятся с жиру, желают получать миллионы и плевать в потолок. Хорошо, пусть будет так. Но дайте мне лично и всему казахстанскому народу убедиться в этом. Пригласите этих крикунов и смутьянов в студию «Хабар» и пусть они в прямом эфире ответят на все вопросы. Почему вы этого не сделаете, почему вы не даете им слова?! Может быть, это страх? Значит, рассказы о наглых, зажиревших нефтяниках - это ложь, миф.

3. Конечно же, можно было предотвратить, и здесь опять-таки несколько причин, одна из которых - вырождение управленческого аппарата. Система, выстроенная на коррупции и родственных связях, приводит к тому, что на всех ступенях государственного управления приходят откровенные дегенераты - люди без принципов, интеллекта, совести и чести. Единственное, что ими движет - это секс, алчность и страх. Вы сомневаетесь в этом? Хорошо, тогда, давайте, зададимся вопросами: после ужасающего кровопролития в Жанаозене подал ли в отставку хоть один чиновник? Заявил ли хоть кто-нибудь из них, что сильно раскаивается, что ему стыдно смотреть людям в глаза, и теперь он не вправе занимать высокий пост?! Никто и глазом не моргнул - от простого рядового до министра. Вот он, признак вырождения нации.

4. Вы клоните в одну сторону. Ну, хорошо, пусть будет по-вашему. Да, этот сценарий может повториться и в других регионах, а чтобы этого не произошло, необходимы кардинальные политические реформы. Мне приходилось встречаться с представителями экстремистского ислама, и я задавал им вопросы: где они находят благоприятную почву для террора? Каково их мнение о Казахстане? Ответы были весьма интересны. К примеру, в восточной и западной Европе терроризм не дает благоприятных результатов. В странах с авторитарным режимом, где существует огромная масса недовольных людей, очень легко вербовать своих сторонников. В Казахстане экстремистские идеи находят много приверженцев. Люди не могут решить свои проблемы через суды, исполнительную власть, прокуратуру, политические партии. Молодежь, полная энергии, не может реализовать себя, потому что повсюду кумовство и коррупция. Все они пополняют ряды террористов.

5. Чтобы сделать такой прогноз, нужно смотреть с точки зрения экстремизма. Попробую взглянуть на мир глазами террориста. Самым благоприятным моментом будет окончание выборов в Мажилис, когда обнаружится, что опять были подтасовки при подсчете голосов, в Парламент вошли те же самые продажные чиновники и политики, а «Нур Отан» вновь оказался в первых рядах:

Бахытжан БУХАРБАЕВ, научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК:

1. Если говорить конкретно о событиях в Жанаозене, для начала следует отметить, что конфликт, имевший место в этом городе, не является политическим, его причины кроются в социально-экономической сфере. Как и в любой другой стране, в Казахстане существуют регионы, где в тот или иной момент возникает неблагоприятная обстановка. В данном случае речь идет о трудовом конфликте нефтяников, который продолжается с начала мая, и пока не нашел своего полного разрешения. Это обстоятельство очень важно отметить, поскольку оно позволяет понять, что недовольством нефтяников воспользовались лица, враждебные нашей стране.

Отсутствие апробированных временем механизмов регуляции социальных конфликтов на раннем этапе, неэффективность работы отдельных чиновников привели к нарастанию у протестной группы чувства недопонятости, и в какой-то мере подорвали их доверие к власти. Именно этим обстоятельством попытались воспользоваться провокаторы в своих личных интересах и с целью дестабилизировать обстановку в стране, нанести урон по имиджу Казахстана во всем мире. На это указывает хотя бы то, что дата была выбрана не случайно: погромы в Жанаозене в день двадцатилетия независимости страны действительно вызвали резонанс в международном сообществе. Это позволяет предположить, что провокаторы заранее готовились к акции.

В любом случае, кто бы ни стоял за этими происшествиями, виновники будут найдены и понесут наказание за дестабилизацию обстановки.

2. Прежде всего, давайте, будем исходить из того, что нефтяники - такие же граждане республики, как и мы с вами. Выставлять их в качестве главных виновных - не самое лучшее решение в сложившейся ситуации, поэтому такую постановку вопроса считаю некорректной. Называя нефтяников «бандитами», мы только будем способствовать затруднению диалога, и отдалять момент разрешения конфликта. Нужно понимать, что некоторые силы были заинтересованы в расшатывании ситуации вокруг трудового спора нефтяников, поэтому, считаю, мы должны объединиться против тех, кто не желает процветания и стабильности нашей Родине. Уполномоченные органы займутся поиском виновных. Погибли люди, и это самое страшное.

3. Да, были случаи, когда анонимные провокаторы бесчинствовали в Интернете во время и после событий, разжигая социальную вражду. Надо сказать, что наше законодательство, регулирующее интернет-пространство, является неэффективным.

Как бы ни критиковали нашу страну в недемократичности отдельных законов, факт остается фактом: мы более паписты, чем сам папа в плане законодательства, регулирующего Интернет, мы очень либерально относимся к сетевым возмутителям спокойствия. Вспомните беспорядки в Великобритании этим летом. Тогда двое молодых людей примерно двадцати лет получили по четыре года тюрьмы за призывы, размещенные в Фейсбуке. Один написал «Давайте, устроим бунт в Лэтчфорде», другой - «Крушите Нортвич». Никто не спросил, в шутку ли они написали или всерьез.

У нас можно было встретить призывы и похлеще, однако чувство безнаказанности позволяет провокаторам действовать вольготно в социальных сетях и блогах. Но надо понимать, что такое поведение не будет продолжаться бесконечно, и уже в скором времени в полную силу заработает механизм, который будет привлекать к ответственности лиц, разжигающих рознь и призывающих к дестабилизации ситуации. Принят Закон «О национальной безопасности», в котором информационной безопасности отвели важное место. Суровые времена требуют принятия суровых законов и сурового наказания за их нарушение, потому что речь идет о национальной безопасности всей страны. Никто не хочет потрясений, все желают мира и стабильности.

Что касается вопроса о том, почему призывы во всемирной паутине остались без внимания, хочу сказать, что Казахстан только сталкивается с угрозами информационной войны, призванной не только нанести удар по имиджу страны, но, подчеркиваю, дестабилизировать внутреннюю ситуацию. Более того, впервые в истории независимой страны была совершена настоящая информационная атака, призванная именно дестабилизировать внутренюю ситуацию в стране. Следует признать, Казахстану удалось отбить эту атаку. Конечно, информационная блокада Жанаозена заставила переживать за родных и близких жителей, проживающих в других регионах страны, однако если бы власти не пошли на эту меру, результаты могли бы быть совсем другие.

4. Вероятность того, что мангистауский сценарий будет использован в других регионах страны, низкая. События в Жанаозене показали, что народ поддерживает стабильное развитие Казахстана, выступает за единство, и в этой связи провокационные призывы злоумышленников вызвали у населения негодование и неприятие.

Введение Президентом страны чрезвычайного положения в Жанаозене стало адекватной и закономерной мерой для локализации конфликта. Это стало реакцией на последствия. Помимо этого следует искать причины, вызвавшие конфликт, и устранять их максимально оперативно. Впредь, во избежание возникновения аналогичных событий в стране, нужно повышать эффективность государственного управления на местах.

Кроме того, силовые методы также достаточно эффективны в сложившейся ситуации. Я уже говорил, что в Интернете некоторые лица пытались посеять смуту среди пользователей. Мы должны по примеру британских властей привлечь к ответственности самых активных из них. Речь идет не только об анонимных пользователях, были и такие, которые не скрывали своих имен и убеждений. Складывается ощущение, что неспокойная ситуация и недавние события в мире, видимо, вызвали в их мозгах нездоровое брожение антиконституционных идей. Не стоит с такими церемониться. Грубо говоря, никто не хочет сидеть в тюрьме четыре года, и поэтому такая мера способствует оздоровлению интернет-пространства от злоумышленников, предупредив угрозу дестабилизации обстановки в обществе.

Немаловажен также идеологический аспект. Как показали события, в регионе активно работали оппозиционные СМИ, которые все время нагнетали обстановку. К освещению подобных событий нужно привлечь работников республиканских изданий и государственных телеканалов, информагентствам следует иметь собственных корреспондентов в регионах, которые будут объективно освещать события. Это очень важно, поскольку за счет этих мер у протестной группы будет расти доверие к властям.

5. Всегда есть вероятность возникновения той или иной угрозы, однако отмечу, что власти получили огромный опыт того, как нужно правильно действовать во время таких событий, как в Жанаозене. Более того, акцент будет делаться именно на профилактику возникновения аналогичных ситуаций, поэтому вероятность возникновения каких-либо волнений, дестабилизации в новогодние праздники и в преддверии выборов считаю крайне маловероятной. Мы должны четко осознавать, что наше благополучие и безопасность зависят не только от действий уполномоченных органов, но и от нас самих.

Тимур КОЗЫРЕВ, политолог, доцент кафедры политологии КазНУ им. аль-Фараби:

1. Российские эксперты естественным образом озабочены судьбой наших совместных интеграционных проектов. Что ж, попытка их срыва - одна из вполне возможных версий. Происходящее может быть выгодно как конкретным лицам, сводящим счеты с нашей властью, так и геополитическим центрам силы, имеющим свои интересы в Центральной Азии.

Не имея на руках свежих разведданных, сложно что-либо утверждать категорически. Просто мировые события последнего года и слишком явные черты сходства с происходящим в мангистауском регионе никак не позволяют заведомо отмести внешнеполитическую версию. Я сам тоже искренне хотел бы верить, что все это - сугубо внутренняя проблема. Но, как говорится, надейся на лучшее, а готовься к альтернативному сценарию. Целее будешь.

Внутренние проблемы у нас в любом случае есть, и довольно серьезные. Все различие между «внутри-» и «внешнеполитической» версиями жанаозенских событий - не в вопросе «первое ИЛИ второе?». А в вопросе «только первое - или второе ТОЖЕ»? В первом случае у нашего государства еще есть временной люфт для принятия мер. Во втором случае - все намного серьезнее.

:Правы ли те, кто считает виновной власть, не решившую вовремя насущные социальные проблемы региона? Безусловно, вне зависимости от правоты внешнеполитических версий, происшедшее следует считать «звоночком» и для нашей власти. В том же мегаполисе Алматы полушутя задают грустный вопрос: «Есть ли жизнь ниже Ташкентской?». Да, спичку нам бросают «друзья» извне, но все же, чем меньше горючего материала в доме, тем лучше. Банально, но факт.

2. Лично я пока что сильно сомневаюсь, что это были именно рабочие или «народ». Ответ должно дать следствие. Насчет оралманов и мигрантов: Честно говоря, сильно тревожит появление безответственных комментариев по адресу адайцев, оралманов, и далее по списку. Когда это позволяют себе рядовые пользователи Интернета на форумах - это уже не есть хорошо, но когда такие вещи звучат из уст высокопоставленного госчиновника, который, оказывается, уже нашел зачинщиков... Без комментариев.

Сейчас каждое неосторожное слово может отозваться долгим эхом. Однако радует наличие развитого инстинкта самосохранения у большинства наших граждан (если «гражданское самосознание» звучит слишком высокопарно). Как раз его не хватило тем же ливийцам, несмотря на наличие социального пакета, пожалуй, еще более внушительного, чем был в свое время в СССР.

3. Конечно, можно было. Если уже накануне было известно о возможности беспорядков, то неужели нельзя было свернуть праздничные мероприятия ради элементарной безопасности граждан, не устанавливать сцену для концерта, не проводить праздничное шествие и т.п.

Можно было принять также повышенные меры безопасности - заранее вооружить полицию, усилить наряды. А получилось как гром среди ясного неба, хотя, фактически, заранее было известно. Что это, преступная беспечность?

Кроме того, почему после того, как гром уже грянул в Жанаозене, не были сразу же, немедленно приняты соответствующие меры в близлежащих населенных пунктах, в той же Шетпе?

4. Ответ на первую часть вашего вопроса зависит от причин происшедшего. Например, если верна внешнеполитическая версия - а я не стал бы отметать ее с порога как «глупую» (отнюдь!), то тогда с высокой вероятностью возможны новые попытки в ближайшее время.

Что касается мер по локализации конфликта конкретно в Мангистауской области, то надо сделать все, чтобы «не выпустить» его оттуда. Необходимо принять усиленные меры безопасности во всех ее населенных пунктах, если это еще не сделано, усилить бдительность в прилегающих регионах, выявить и наказать зачинщиков беспорядков, а также жестко пресекать любые новые поползновения той же направленности. Извините, но именно показать твердую руку.

И еще крайне важно сейчас не проиграть информационную войну, не упустить инициативу. Пока что наше государство в целом справляется, в том числе благодаря искренней поддержке большинства населения, но расслабляться рано. Кроме внутреннего информационного поля, надо активно действовать и на внешнем фронте, оперативно поставлять объективную информацию зарубежной общественности. Кстати, если последнее окажется «неожиданно» затрудненным, то будет еще один повод задуматься.

В долгосрочной перспективе нужно решать назревшие социальные проблемы, а также вплотную заняться не только бытием, но и сознанием молодого поколения - сознанием гражданским и духовным. Как показала реакция нашего общества на события в Жанаозене, с сознанием у нас дела обстоят довольно-таки неплохо, но, повторюсь, расслабляться рано. Наши недоброжелатели тоже по-своему «растут» и обучаются в процессе.

5. Новые попытки дестабилизировать ситуацию могут быть приурочены к чему угодно. Не обязательно к выборам, почему бы не к Новому году, например? Опять же, праздник, люди расслабляются, самый удобный момент. Тем более, что цель не в том, чтобы помешать парламентским выборам в Казахстане. Цель, судя по всему, ставится гораздо масштабнее, так что готовыми быть в любом случае необходимо. Боюсь, что это теперь всерьез и надолго.

Торгын НУРСЕИТОВА

Источник: Информационная служба ZAKON.KZ

ia-centr.ru

Предыдущая статьяia-centr.ru ::: Экспертная оценка :: Евразийская интеграция и Китай: виртуальный экспертный форум. Часть 11.
Следующая статьяЮ.Мазыкина: Правительство.kg - новые вывески старой системы | ЦентрАзия