В ожидании "морского боя"
? 7(2689) Сб., 14 Января 2012, Echo
Напряженность в Ормузском проливе возрастает
НУРАНИ
Напряженность вокруг ИРИ продолжает расти. Великобритания отправила в Персидский залив своей самый современный и мощный эскадренный миноносец "Дэринг". Как сообщает вещательная корпорация BBC, эсминец вышел из английского порта Портсмут и направился в направлении региона, где он будет нести боевое дежурство. В британском оборонном ведомстве отмечают, что решение об отправке эсминца было принято уже давно и является частью стандартной процедуры ротации кораблей, дислоцированных в данном районе. "Дэрингу" предстоит сменить фрегат "Сомерсет", несущий дежурство в регионе и выполняющий задачи по обеспечению безопасности, борьбе с терроризмом и пиратством. В районе Персидского залива на данный момент находятся в общей сложности 9 кораблей Королевских ВМС, среди которых 4 минных тральщика, патрульно- гидрографический корабль и 3 транспорта снабжения.
Однако от наблюдателей не ускользнуло, что корабль, как напоминает ИТАР-ТАСС, направляется в регион Персидского залива в момент обострения отношений между Ираном и Западом. Тегеран еще в декабре пригрозил перекрыть поставки нефти из стран Персидского залива через Ормузский пролив в случае, если страны Запада, в частности, Евросоюз, введут новые санкции против иранского нефтяного сектора. В ответ США и Великобритания заявили, что готовы использовать свою военно-морскую группировку, дислоцированную в регионе Персидского залива, чтобы обеспечить бесперебойные поставки нефти. А ЕС дает понять, что введет против ИРИ "нефтяные санкции" даже раньше, чем это ожидалось.
Усиливают свою военную группировку в Персидском заливе и США. Военно-морские силы США перебросили амфибийно-десантную группу кораблей и экспедиционный батальон морской пехоты в район Персидского залива. Чуть ранее американский флот сообщил, что в Аравийское море, омывающее юго- западные берега Ирана, отправилась авианосная ударная группа во главе с атомным авианосцем "Авраам Линкольн".
Ранее на этой неделе в Индийский океан вошла авианосная ударная группа во главе с атомным авианосцем "Карл Винсон", которая направляется в Аравийское море. Там же находится авианосец "Джон Стеннис" вместе с кораблями боевого охранения. Он, впрочем, в ближайшее время должен направиться домой - к берегам Калифорнии.
В США, однако, тоже отрицают какие-либо "иранские" причины отправить в регион Персидского залива столь внушительные силы ВМФ. Отправка в Аравийское море сразу двух американских авианосных ударных групп (АУГ) не связана с угрозами Ирана перекрыть стратегически важный Ормузский пролив, через который экспортируется большая часть арабской нефти, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-секретаря министра обороны США Джорджа Литтла и заместителя помощника министра обороны капитана Джона Кирби.
По словам Кирби, число АУГ, приписанных к Центральному командованию Вооруженных сил США (оно отвечает за планирование операций и управление американскими войсками в случае военных действий в регионах Среднего Востока, Восточной Африки и Центральной Азии. - прим.Newsru.com.) постоянно меняется, и наличие двух авианосцев в зоне его оперативной ответственности не является свидетельством подготовки Вашингтоном военной операции против Ирана. "Что касается вспышки напряженности, вызванной недавними заявлениями Тегерана о готовности перекрыть Ормузский пролив в случае, если будет введено нефтяное эмбарго против Ирана, то мы ясно дали понять, что стремимся снизить накал страстей", - заявил Литтл.
В самом деле, США уже не раз давали понять (и доказывали на деле), что не позволят блокировать судоходство в Ормузском проливе - слишком уж это чувствительный регион. Другое дело, что окончательное решение здесь остается за Ираном, и Вашингтон - по крайней мере пока - явно делает ставку на продолжение санкций.
Вашингтон намерен добиваться усиления санкций против Ирана, заявил в Берлине замгоссекретаря США Филипп Гордон. "Поскольку Иран до сих пор не показал готовность к диалогу, мы продолжим координировать действия с нашими партнерами в Европе и по всему миру с целью усилить санкционное давление на иранский режим и таким образом четко обозначить ему выбор между продолжающимся нарушением им своих международных обязательств в ядерной сфере и серьезным диалогом с "шестеркой" международных посредников", - цитирует американского дипломата "Интерфакс". Он отметил, что США продолжают в тесном сотрудничестве с "шестеркой" (куда входят Россия, США, Китай, Великобритания, Франция и Германия) побуждать Иран к серьезному обсуждению без предварительных условий вопросов, связанных с озабоченностями международного сообщества по поводу его ядерной программы.
США, впрочем, рассчитывают не только и не столько на то, что под давлением санкций нынешние власти ИРИ наконец одумаются, сколько на возможный внутриполитический эффект экономического давления на ИРИ.
Одной из целей американских санкций в отношении Ирана является поднятие волны народного гнева внутри страны против властей, заявили представители разведывательного сообщества США, которых цитирует газета "Вашингтон пост". Они признали, что санкции не только подтачивают позиции иранского правительства, но и бьют по простому народу, поскольку отражаются на экономике страны. "Эти меры направлены на формирование общественного недовольства, которое поможет заставить правительство отказаться от военной ядерной программы. Кроме того, они создадут волну народного гнева, так что властям придется задуматься о необходимости смены курса", - сказал один из собеседников газеты.
Правда, его коллега выразил сомнение в том, что "глас народа" в данном случае может быть услышан руководством страны. "Наша политика основана на необходимости оказания давления для того, чтобы иранское руководство изменило манеру своего поведения в отношении ядерной программы. Однако вопрос заключается в том, ощущают ли руководители страны это народное недовольство", - сказал он. В связи с этим собеседники газеты признали, что "санкции могут иметь обратный эффект и вынудить лидеров Ирана решиться на создание ядерного оружия". "Это может спровоцировать Тегеран на более жесткую манеру поведения и довести их даже до таких шагов, предпринимать которые им, возможно, и не хотелось бы", - допускают представители американской разведки.
Так или иначе, сегодня США стремятся заручиться поддержкой своих союзников в давлении на Иран. Однако власти Турции уже дали понять, что будут исполнять только те санкции против ИРИ, которые одобрены ООН. "В вопросах эмбарго в отношении Ирана Турция будет следовать только решениям ООН, решения всех других организаций или стран для нас не указ", - заявил министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз, комментируя призывы Вашингтона к Анкаре отказаться от закупки иранской нефти. Как сообщают турецкие СМИ, министр заявил, что для Турции значимыми по иранской тематике являются лишь решения ООН. "Турецкая компания Tupras продолжает импортировать иранскую нефть и внесение каких-либо изменений в сотрудничество пока не рассматривается", - сказал Йылдыз.
Многие эксперты, впрочем, полагают: речь вряд ли идет исключительно о стремлении продемонстрировать "фронду" в отношении США. Судя по многим признакам, Анкара намерена взять на себя роль посредника в отношениях Запада с Ираном. Во всяком случае официальный представитель МИД Турции Сельчук Унал на брифинге в Анкаре сообщил, что Турция готова принять у себя участников переговоров по иранской ядерной программе. "Наша позиция совершенно четкая - мы за дипломатическое решение проблемы между посредниками и Ираном и за снижение напряженности", - сказал он. В "шестерку" посредников, или группу "пять плюс один", входят пять постоянных членов СБ ООН плюс Германия. Унал напомнил, что Анкара ранее уже прилагала значительные посреднические усилия в этом направлении. Комментируя обсуждаемую в СМИ информацию относительно того, что переговорщиков по иранской ядерной программе может принять у себя Россия, он указал, что "главное дать шанс дипломатии и снизить напряженность". По словам официального представителя турецкого МИД, ранее верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и глава иранской дипломатии Али Акбар Салехи положительно оценили перспективу проведения переговоров в Турции, передаёт радио "Вести FM" со ссылкой на ИТАР-ТАСС. По некоторым данным, в ближайшее время глава МИД Турции Ахмет Давутоглу намерен провести переговоры с представителями России и США - по проблеме Ирана и Сирии. В Анкару уже прибыл с визитом спикер парламента Ирана Али Лариджани. С которым обсуждали не только ядерную программу Ирана, но и ситуацию в Ираке. Во всяком случае еще несколько дней назад, в ходе визита в Турцию премьер-министра Норвегии Столтенберга, его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что США сделали большую ошибку с выводом своих войск из Ирака. Он напомнил, что и ранее предупреждал президента и вице-президента США об ошибочности подобного шага. "На установление в Ираке демократического режима потребуются годы, и для становления стабильного государства присутствие американских войск по ка было необходимо", - сказал он. Турецкий премьер с сожалением отметил, что в настоящее время в Ираке очень сложная ситуация, "в любой момент там могут вспыхнуть межконфессиональные конфликты". "Эта страна может быть втянута в пучину неуправляемого противостояния. Турция, как соседняя страна, не может оставаться безучастной к происходящим в Ираке событиям", - подчеркнул Эрдоган. По его словам, к решению проблем в Ираке, он намерен привлечь и Иран. При этом ситуация в Ираке - это весьма чувствительный вопрос для Турции: именно на севере Ирака расположена "базовая инфраструктура" террористической группировки РКК, выступающей за создание "независимого Курдистана" на землях турецкой Восточной Анатолии. США хоть и стремились не накалять отношений с курдскими лидерами Северного Ирака, считали РКК террористической группировкой, но теперь в Ираке приходится иметь дело уже с местными лидерами, в том числе и на севере страны. И учитывая, каким влиянием располагает в Ираке Иран, вполне понятно, что в Анкаре не намерены накалять отношения до предела.
Вопрос, однако, в том, что посредничество может иметь успех только в том случае, если стороны хотят договориться и готовы к компромиссу. А в отношении ИРИ такой уверенности нет.