CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

"Дипломатические чтения" для Ирана и "шестерки"

29 ноября 2013

В мировом сообществе, которое можно назвать и "политической интеллектуальной элитой", и "болтающим классом" - по желанию, продолжается обсуждение достигнутых в Женеве "промежуточных договоренностей" между странами "шестерки" (пять членов СБ ООН плюс Германия) и Ираном. Однако прежняя эйфория постепенно уступает место растущему скепсису. Причем главный толчок к переоценке достигнутых в Женеве договоренностей дал сам Тегеран. Где, как выяснилось, подписанные в Швейцарии документы "прочитали" совсем не так, как это сделали в Европе и США.

Плюс ко всему в прессу просочились и новые сведения о продвижении иранской ракетной программы. Как утверждает интернет-издание Washington Free Beacon, на которое ссылается РИА "Новости", иранские специалисты по ракетным технологиям в последние месяцы тайно посещали Северную Корею в рамках совместного проекта по созданию ракеты большой дальности, несмотря на переговоры по урегулированию ядерной проблемы в Женеве. По данным издания, речь идет о разработке 80-тонной межконтинентальной ракеты. "Это радикально отличается от всего, что они (Иран) делали ранее", - цитирует СМИ анонимного представителя администрации США. Более того, неназванный чиновник предположил, что сообщения, основанные на данных американской разведки, "придержали", чтобы не сорвать переговоры в Женеве. "Почему администрация так сильно хочет обсуждать соглашение с Ираном, если они знают достоверно, что эта страна разрабатывает средства доставки?" - задается вопросом источник.

Представители Белого дома, Госдепартамента и разведки пока не прокомментировали сообщение, опубликованное через три дня после достижения договоренности шестерки с Ираном. Только вряд ли можно поверить, что в Вашингтоне его вообще не заметили.

А теперь уже совершенно иначе воспринимаются и те негативные оценки, которые дали "женевской сделке" в Израиле. Израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху в очередной раз дал понять мировой общественности, что считает соглашение Ирана с "шестеркой" "плохой сделкой", сообщает Neue Zuercher Zeitung, которую цитирует ИноПресса. Премьер решительно требовал, чтобы Иран обязался демонтировать все свои ядерные объекты, протестовал против любого "письменного разрешения" Тегерану, пытался угрожать и давить на Вашингтон, а когда понял, что все это не принесло желаемого результата, раскритиковал достигнутое соглашение и пригрозил военным ударом, отметив, что Израиль не считает себя обязанным соблюдать эту договоренность и вправе защищаться. "Соглашение по Ирану означает для Израиля необходимость смириться с новой политической реальностью, - рассуждала тогда немецкая газета. - Теперь Европа и США готовы вести диалог с Ираном, они свернули с прежнего конфронтационного курса по отношению к Тегерану".

Однако теперь выясняется, что израильский скепсис в отношении договоренностей с Ираном был далеко не безосновательным. А с восторгами по поводу достигнутых договоренностей западная общественность несколько поторопилась.

Так или иначе, в мире уже зазвучали и другие оценки, мало напоминающие прежние восторги. Женевское соглашение "шестерки" с Ираном даже хуже, чем другие позорные соглашения в истории Запада - Мюнхенское от 1938 года и Парижское от 1973-го о выводе войск США из Вьетнама, полагает The Wall Street Journal. В 1938-м задабривание "помогло Западу выиграть год на перевооружение". Однако парижское соглашение газета считает предательством в отношении Южного Вьетнама, союзника США, хотя признает, что заключение мира все же отвечало интересам США. Что же касается Женевского соглашения, оно, по мнению The Wall Street Journal, не имеет извинительных или компенсирующих аспектов. Подумайте над историческими параллелями, призывает газета. "Великобритания и Франция прибыли в Мюнхен как "слабаки" в военном отношении - ныне США и их союзники смотрят на Иран с позиции превосходящей силы. Великобритания и Франция выиграли время на перевооружение - ныне США и их союзники дали Ирану лишнее время на накопление запасов урана и развитие его ядерной инфраструктуры. Тогда Англия и Франция были крайне заинтересованы в любом соглашении, лишь бы избежать войны, - теперь же администрация Обамы игнорирует широкое двухпартийное большинство в обеих палатах Конгресса ради сделки", - поясняет The Wall Street Journal. Никсон вывел войска из Вьетнама на фоне стабильного улучшения отношений с Пекином, которое помогло изменить баланс сил в ущерб Москве. "А теперь США пытаются ненадолго улучшить отношения с Тегераном ценой прочного "альянса ценностей" с Израилем и альянса на основе общих интересов с Саудовской Аравией", - пишет издание, которое находит и общие черты Женевского соглашения с Мюнхенским и Парижским: все это предательства в отношении маленьких стран и победы диктатур, а также увертюры к еще более ужасным событиям. На этом фоне The Wall Street Journal прогнозирует: после Женевы на Ближнем Востоке воцарится хаос, и США утратят рычаги влияния на друзей и врагов. Иран освободится от санкций и перейдет на этап "ядерной амбивалентности", Саудовская Аравия обзаведется ядерными силами сдерживания. Египет задумался о своем ядерном варианте и близится к альянсу в сфере безопасности с Россией. После Женевы резко возросла вероятность израильского удара по иранским ядерным объектам, а также еще одной войны Израиля с "Хизбаллой".

А другое американское издание - Los Angeles Times - предостерегает от заманчивых исторических параллелей между Хасаном Роухани и Михаилом Горбачевым. Проведение аналогий между переговорами Джона Керри с Ираном и переговорами администрации Рейгана с советским руководством в последние годы существования СССР уже стало общим местом. На самом ли деле Хасан Рухани - это новый Михаил Горбачев, лидер авторитарной страны, с которым США могут и должны "иметь дело"? - задается вопросом старший научный сотрудник Совета по международным отношениям Макс Бут на страницах Los Angeles Times. Не следует забывать, что Горбачев не просто хотел договориться о сокращении вооружений, а пытался кардинально реформировать российское общество. Успех гласности и перестройки был ограниченным из-за сопротивления партийных аппаратчиков, однако Горбачев недвусмысленно дал понять, что с внутренними репрессиями и зарубежными авантюрами покончено. Так, придя к власти в 1985 году, он сразу же стал добиваться вывода советских войск из Афганистана. В 1989 году он не стал сопротивляться падению коммунистических режимов в Восточной Европе. "Вместо того чтобы посылать Красную армию навести порядок, он вывел советские войска и позволил демократии процветать, а холодной войне закончиться", - напоминает автор статьи. "Наблюдаются ли сходные признаки перемены настроений со стороны Рухани или его босса аятоллы Али Хаменеи?", - интересуется Бут. Едва ли. Администрация Обамы охотно цитирует заявления представителей разведсообщества о том, что Иран замедлил процесс обогащения урана. "Однако, оставив в стороне вопрос о том, сумели ли американские аналитики разобраться в иранской ядерной программе лучше, чем в иракской программе ОМП, существует вероятность того, что, как утверждает израильский премьер Нетаньяху, замедление происходит просто потому, что у мулл уже достаточно мощностей для производства бомбы", - рассуждает эксперт. После чего напоминает: нет никаких оснований полагать, что Тегеран отказывается от поддержки Башара Асада в Сирии, которую можно с нат яжкой назвать иранским аналогом афганской войны СССР.

Наконец, ничто не говорит о том, что руководство Ирана закончило борьбу с инакомыслием внутри страны. В отчете специального докладчика ООН по Ирану Ахмеда Шахида говорится о том, что с января 2013 года власти арестовали около 15 журналистов, доведя общее количество заключенных представителей прессы и блогеров до 70. Кроме того, права религиозных, этнических и языковых меньшинств по-прежнему ущемляются как в текстах законов, так и на практике. Доклад Шахида вместе с другими свидетельствами никак не подкрепляет гипотезу о том, что Рухани и Хаменеи привержены фундаментальной перестройке репрессивной системы, как в свое время Горбачев. "Возможно, они и готовы на время приостановить ядерную программу в обмен на послабление санкций, но нет никаких признаков того, что они хотят прекратить холодную войну, как это сделал Горбачев, для чего потребовалось бы полностью свернуть ядерную программу", - заключает Бут.

А такие оценки уже не позволяют исключать, что женевские договоренности рискуют остаться на бумаге - и не только потому, что Тегеран и страны "шестерки" читают и понимают их по-разному. Судя по всему, Запад только теперь начинает задумываться, с кем и о чем они, в сущности, договорились. И итоги этого переосмысления достаточно далеки от прежних восторгов по поводу успехов дипломатии в Женеве.

НУРАНИ

echo.az

Предыдущая статьяОбъем изъятых наркотиков в Таджикистане в 2013 году вырос на 5%
Следующая статьяКиргизия засомневалась в Таможенном союзе