Современная молодежь - это будущее Казахстана! Рано или поздно в обществе произойдет смена поколений и те, кому сегодня еще не исполнилось 30 лет, завтра окажутся у штурвала компаний, общественных и политических объединений. Что представляет поколение независимости? Какой опыт получает молодежь? Какие жизненные ценности она усваивает? На эти и другие вопросы отвечает один из соавторов книги «Коктейль Молотова. Анатомия казахстанской молодежи», директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев.
- Экс-сотрудник Международного отдела ЦК КПСС Анатолий Черняев в своем дневнике привел блицанализ среза советской молодежи, выделив в ее среде «отпрысков элиты», «комсомольских горлопанов» и т.д., заметив, что молодые люди отражают состояние общества. Какие социальные статусы характерны для современной казахстанской молодежи? И какие выводы следуют из этого?
- Анатолий Черняев, кстати, вполне четко описал некоторые моменты современной казахстанской действительности. Например, одна из ошибок заключалась в том, что традиционно к группам риска относят в основном представителей маргинальных, бедных слоев населения. Но, как показывает практика, не менее маргинальной является «золотая молодежь», которая существовала и во времена СССР. Эта группа молодых людей в наших условиях нередко ретранслирует в своем поведении модель поведения своих родителей, многие из которых первоначальное накопление капитала нередко осуществляли, мягко говоря, не вполне законно.
Выражение из «грязи в князи» говорит не только о стремительном обогащении людей за короткий период времени, но и о несоответствии финансового благополучия общему уровню культуры. То есть многие из представителей богатых слоев населения, по сути, являлись маргиналами, так как их быстрое перемещение по лестнице материальных благ не успевало за ростом их образовательного и духовного уровня. Таким образом, порочный круг бедности и порочный круг легких денег могут иметь одинаковые условия для криминализации сознания молодежи.
Понятие «казахстанская молодежь» довольно аморфно, она состоит из нескольких групп, разделенных по разным параметрам. Здесь есть и упомянутая выше «золотая молодежь», и сельская молодежь, есть молодые внутренние мигранты, которым еще предстоит пройти адаптацию к городу, есть представители среднего класса и т.д. При этом все они сталкиваются с разными вызовами в процессе своей социальной адаптации.
Распределение молодежи по социально-экономическому статусу соответствует существующей социальной структуре общества, где незначительный слой элиты и среднего класса сочетается с более обширным протосредним классом (социальная группа, которая стоит на границе между средним классом и малоимущими. - Ред.) и бедными слоями населения. Естественно, что молодые представители каждой из этих групп имеют разные стартовые возможности, как в получении образования, так и в поисках работы. Верным является утверждение о том, что казахстанская молодежь от 14 до 28 лет выросла в условиях идейной дезориентации и искаженной шкалы ценностей, которая возникла на фоне социального расслоения казахстанского общества.
- Есть известная цитата Юрия Гагарина: «Подвиг живет в каждом советском человеке, и если надо, он его совершит». Уверен, что слова первого космонавта применимы для того времени и к людям того времени. А можно их сегодня применить к нашей молодежи? Или в наше время требовать от человека больше, чем он может дать, аморально?
- Самопожертвование ради извращенной государственной идеологии не всегда можно назвать подвигом. Это синдром камикадзе. Люди если и должны идти на смерть, то не за Сталина или Мао Цзэдуна, а за свои семьи, за свои собственные жизненные принципы. А какие жизненные принципы сейчас больше культивируются в обществе? Если кумирами молодых людей являются нувориши, которые превращают свой паразитический образ жизни в модель для подражания, то страна обречена. Другой вопрос - ради каких целей? В конечном счете, даже в Союзе был не только распиаренный Павлик Морозов, чей «подвиг» весьма сомнительный. Там был и упомянутый Юрий Гагарин, который заразил космосом миллионы мальчишек, многие из которых если не стали космонавтами, то превратились в хороших инженеров. Может быть и нам нужен свой «Гагарин»? Нужны не только батыры прошлого, но батыры сегодняшнего дня? Не мнимые, а настоящие герои, которые сформируют абсолютно новый образ жизни не благодаря «толкачам» сверху, а своим способностям и талантам.
Невозможно в Казахстане построить инновационную экономику с людьми, многие из которых вполне искренне верят, что в научно-исследовательских лабораториях за низкую зарплату могут работать только простаки.
Если хотим создать свою Силиконовую долину, то сначала надо создать условия для появления не импортного, а местного Стива Джобса или Билла Гейтса, за которым пойдут остальные. Если вы рассчитываете на новые олимпийские медали, то не надо отбирать квартиры у олимпийских победителей, о заслугах которых чиновники от спорта у нас забывают довольно быстро. Нужны поэты, чей глагол жжет сердца. Нужны и писатели, чьи произведения не просто читаются, а вдохновляют на благие дела. Если вам нужен рывок в фундаментальной науке, то найдите и раскрутите своего Эйнштейна, который станет кумиром для молодых людей, еще верящих в науку. Раскручивайте ученых, а не бюджеты всяких институтов развития, чей IQ хватило на снятие процентов с банковских депозитов, возникших за счет бюджетных средств.
Кто-то, конечно, спросит: «А откуда взять героев?». Но их не надо искать. Они всегда были в любом обществе, во всех сферах. Следует начать с простого - не мешать им появляться. А где появились - активно поддерживать. Одним словом нам нужны «люди-бренды», которые также необходимы, как и прорывная продукция «Made in Kazakhstan». Нам нужен культ созидательных личностей, с которыми должен ассоциироваться Казахстан.
- Наше общество напоминает «слоеный пирог», в котором существует несколько поколений. Самое старшее - это «поколение войны и голода», есть послевоенное поколение, поднимавшее страну из руин, и мягкое поколение «развитого социализма». Живо творческое поколение «оттепели» и тех, кто застал крах СССР. Все отличается своим опытом и жизненными установками. На Ваш взгляд, что сегодня движет молодыми людьми, и какой опыт они усвоили? И вообще оказывает ли казахстанский «слоеный пирог» нравственное давление на нижнюю прослойку, молодежь?
- Здесь все упирается в вопрос социализации. С точки зрения теории, под политической социализацией понимается процесс, в ходе которого дети и молодые люди приобщаются к существующей политической культуре и модели поведения. То есть, речь идет об усвоении политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности. При этом, к институтам политической социализации относятся как первичные агенты в лице семьи, так и вторичные в лице образовательных учреждений, государственных структур, политических партий или средств массовой информации. Конечным продуктом на «выходе» процесса политической социализации являются политические представления, ценности, стереотипы, страхи или надежды. Выходит, что именно семья часто формирует первые взгляды молодых людей на жизнь, на политическую систему и т.д. Но вся проблема в том, что многие поколения «советских людей» в этих семьях сами оказались в состоянии социальной, политической фрустрации и идейной дезориентации.
Единственно, что осталось универсальным, это простые нравственные ценности, которые живут во все времена: «Не убий!», «Не укради!» и др. Если эти нравственные ценности еще крепки внутри семьи, то молодой человек или девушка уже получат прочную основу для дальнейшего движения по жизни. По крайней мере, они, в первую очередь, будут порядочными людьми. А сейчас это также становится дефицитом. Хотя им будет тяжело, так как честная жизнь в условиях джунглей, где побеждает сильнейший, нередко рассматривается как признак слабости. С другой стороны, некоторые исследователи обратили внимание на интересный тренд, связанный с тем, что молодые люди сами могут ретранслировать свои собственные политические ориентации родителям. Это, в первую очередь, можно объяснить тем, что старшее поколение и молодые люди пользуются разными источниками информации. Первые в основном ориентируются на традиционные казахстанские и российские СМИ, среди которых количество оппозиционных mass media сильно сократилось. Вторые предпочитают получать информацию из сетевых источников, будь то социальные сети, блоги или сайты, что существенно расширяет спектр различной политической информации.
- Принято считать, что самая большая опасность для общества - это потерять целое поколение. В чем опасность и как ее избежать? И какие вы можете дать рекомендации казахстанцам, чтобы сохранить молодежь, сделать ее лучшей?
- Во-первых, государство должно смотреть на молодежь не только как на помощника в решении многих социальных проблем, но и как на наследника, которому рано или поздно перейдет сформировавшаяся экономическая и политическая система. Если этого не будет, то она перестает что-либо ждать от общества, считать себя чем-то обязанной государству, полностью выпав из экономической и политической системы. Это значит, что степень их лояльности окажется довольно низкой или в лучшем случае нейтральной по принципу «моя хата с краю». В такой среде патриоты не вырастают, более того, мы можем получить новые протестные группы.
Во-вторых, в Казахстане должны быть созданы условия, которые ликвидировали бы все формы сегрегации, в первую очередь образовательную и социальную. Молодым людям необходимы равные стартовые условия, когда только по-настоящему талантливые и способные могли бы сформировать без связей и протекции ту самую «меритократию», о которой так любят в последнее время говорить.
В-третьих, необходимо повысить качество вторичных институтов социализации молодых людей, в первую очередь системы образования. В этой системе каждый из нас проводит существенную часть своей жизни, особенно в начальный период социализации - от школы до вузов. Казахстану нужен человеческий капитал, который востребован как рынком труда, так и государством, а не просто выпускники с дипломом.
- Есть понятие: городская культура. Сегодня часто говорят, что крупные города, в особенности Алматы, утратили свой неповторимый шарм, в том числе из-за молодых людей, оказавшихся в городе на пике миграционной «волны» 2000-х годов. Насколько такие претензии оправданны? И что делать?
- И в советское время многие также приезжали в тогда еще Алма-Ату, но старались быстро адаптироваться к высоким стандартам городской культуры. Кстати, государство в этом им также помогало, так как тогда еще не было такого большого социального неравенства. Были определенные равные стартовые условия, когда парень из аула благодаря своим способностям мог сделать себе неплохую карьеру, получив бесплатное высшее образование. Кстати, довольно качественное.
Сейчас же мы наблюдаем другой тренд. Алматы, как и многие мегаполисы развивающихся стран, заразился болезнью двух параллельных миров. Они сосуществуют рядом друг с другом, но при этом не понимают и опасаются друг друга. Единственно, что объединяет два этих мира в Казахстане, - так это то, что он состоит из граждан одной страны. Первый мир ездит на дорогих иномарках, одевается в торговых центрах и любит посидеть в кофейнях. Второй мир толкает тележки, но понимает, что его жизнь остановилась, перебивается случайными заработками и считает себя чужими на этом празднике жизни. Первым есть что терять. Вторые уверены, что жизнь несправедлива. Еще хуже, когда большинство из первого мира делают вид, что второго не существует. А люди со всей страны будут продолжать ехать в Алматы за лучшей жизнью. Кто-то найдет здесь то, что искал, и поймает свою удачу. Кто-то застрянет в порочном круге безысходности. Необходимо сблизить два параллельных мира настолько, чтобы он слился в один.
- Эксперты говорят, что средний возраст казахстанского топ-менеджмента - 35 лет. Конечно, это не молодые люди. Но тенденция указывает, что скоро тем, кому еще не исполнилось 30 лет, встанут у штурвала бизнеса. Как вы оцениваете их возможности? И смогут ли они провести диверсификацию экономики и внести вклад в построение более конкурентоспособной социально-экономической модели развития РК?
- С одной стороны, я поддерживаю омоложение кадров. В условиях высокой глобальной динамики и роста конкуренции нам нужен современный менеджмент во всех сферах. С другой стороны, это надо достигать не за счет формирования нового слоя «молодых агашек», которым те или иные должности достаются по протекции, а посредством активного функционирования социальных лифтов, которые должные выталкивать наверх талантливую, креативную и способную молодежь.
СПРАВКА:
«Образовался вакуум в духовной жизни. Молодежь (лучшая из массовой ее части) прагматична, деловита, готовит из себя специалистов, рано женятся. Какой-то, сравнительно тонкий слой отпрысков «элиты» паразитирует за счет родителей. Остальные просто работают и живут, ни о чем не думая. Есть довольно многочисленная группа комсомольских горлопанов и карьеристов втихаря. : Срез молодежи отражает состояние нашего общества» (Фрагмент из дневника Анатолия Черняева, сотрудника Международного отдела ЦК КПСС, 4 апреля 1973 года).