Благодаря языковой и национальной политики Астаны Казахстан оказался перед опасностью стать второй Украиной в 2015 году, говорит российский лингвист и редактор портала «Русские в Казахстане» Илья Намовир. Следующие 12месяцев, скорее всего, будут иметь решающее значение, потому что в результате изменений в законах и договорах, этнические русские в Казахстане могут счесть, что им будет лучше, если они вернутся в Российскую Федерацию, а этническим казахам в Казахстан. Кроме того, начало президентской избирательной кампании в Казахстане может спровоцировать некоторые виды политических заявлений, которые способны вызвать опасения по поводу будущего тех оставшихся этнических русских и русскоговорящих людей.
В своих комментариях для российского националистического сайта «Столетие.ru», который базируется в Москве, Намовир утверждает, что «российский вопрос» никогда не исчезал из политических дискуссий в Казахстане, но в связи с ситуацией наУкраине, он «вновь обрел большую важность». Эта тенденция, он отмечает, не демонстрирует никаких признаков изменения, как в вопросе отсутствия какого-либо положительного ответа на него из Астаны, так и в отсутствии или организованного возражения с российской стороны или четкой поддержки из Москвы. По мнению российского лингвиста, любой фактор может вынудить казахских чиновников изменить курс.
Еще примерно 30 лет назадв Казахской Советской Социалистической Республике (КазССР) этнические русские превосходили по численности этнических казахов, а русский язык полностью доминировал в республике. Теперь, несмотря на преобладание русского языка, казахи превосходят численностью этнических русских с соотношением три к одному или 63,1% к 23,7%. Эти изменения стали результатом комбинации миграции русских из страны, более высокого коэффициента рождаемости среди этнических казахов, а также из-за возвращения казахов из заграницы в Казахстан (более известные как «оралманы»), что со своей стороны не указывает на изменения в ближайшем будущем. Действительно, отмечает Намовир, ситуация может ускориться, поставив тех людей в еще более отчаянное положение и, возможно, в еще более радикальном настроении.
По его словам, многие комментаторы рассматривают отъезд этнических русских из самой большой страны Центральной Азии как совершенно естественное явление, которое не требует какой-либо необходимости в обсуждении причин или последствий. Но обе причины очевидны. Этнические русские чувствуют себя весьма в неудобном положении в Казахстане из-за лингвистической и этнической политики страны. И их отъезд из страны, учитывая их принадлежность к одной из образованной и урбанизированной части населения, грозит подорвать любой шанс на то, что республика в будущем сможет расти дальше и справиться со своим собственным растущим населением, отмечает Намовир.
Основная причина того, почему этнические русские испытывают дискомфорт в Казахстане, заключается в противоречии между конституцией страны, гласящая, что казахский является государственным языком, а русский язык является официальным, с действительностью, с которой они сталкиваются каждый день. Поскольку немногие казахи говорят хорошо на своем собственном языке и вместо этого пользуются русским языком, многие этнические русские и другие не казахи, говорящие на русском языке, рассматривают различия в законе в качестве не завуалированного средства продвижения «казахизации» Казахстана, и данное мнение привело к большей политизации вопроса о языке.
В свою очередь это представление было усилено тем, что этнические русские видят в Казахстане сегодня: Чиновники продвигают казахов вместо русских на руководящие должности, даже если первый знает русский язык лучше, чем официальный язык. Кроме того, они формируют группы, похожие на «кланы», основанные на этнической принадлежности, а не на языке, чтобы исключить русских из власти. И они отправляют этнических казахов в те места, в которых живет преобладающее население этнических русских, чтобы изменить там этнический баланс, при этом не делая ничего для продвижения государственного языка теми способами, которые позволили бы даже живущим там русским изучать его. Все это сеет в этнических русских мысль о том, что они уже или очень скоро станут «второклассными» гражданами. То же самое мнение побудило этнических русских, живущих в Крыму и Донбассе (восточная украинская область, охватывающая Донецкую и Луганскую области) восстать против Киева, утверждает Намовир, повторяя слова официального Кремля.
По его словам, данная действительность отражается и в том, почему казахские информационные агентства с начала украинского кризиса задавались вопросом, не станет ли Казахстан следующим. Но они не смогли осознать, что причины этого коренятся не в агрессивности России, а в действиях их собственного правительства, и они смогут это увидеть ясно, если зададут альтернативный вопрос: «Почему не Белоруссия?», являющаяся страной, которая во многих отношениях более схожа с Украиной, нежели с Казахстаном.
Такие комментаторы затем должны обратить свое внимание на два аспекта Казахстана, которые делают его более вероятным кандидатом на то, чтобы он стал следующей Украиной: Астана приняла законы, которые с 1 января облегчат этническим казахам, ныне живущим за границей, вернуться домой и получить гражданство, и в то же время соглашение Астаны с Москвой, позволяющее этническим русским получить больший шанс на возвращение в Россию, добавил Номавир. В результате, этнический баланс в Казахстане будет и дальше изменяться не в пользу русских и те люди, которые останутся в стране, будут чувствовать, что они в еще большей степени становятся жертвами этнократического государства. Подобные изменения повлияют на президентскую избирательную кампанию в Казахстане в следующем году, усугубят этнические вопросы еще сильнее, считает он.
Конечно, Намовир имеет личную заинтересованность в развитии понятия о том, что этнические русские в Казахстане озлоблены и становятся еще злее. Он может быть прав, но как он признает, численность русских, живущих в Казахстане, сокращается. Это, в свою очередь, имеет два последствия: Такие действия могут побудить Москву вмешаться раньше, если она захочет разыграть эту карту, или они могут дать понять Кремлю, что Казахстан уже потерян как часть российского мира.
Пол Гобол