CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

caspiania.org

Какой иранский спецназ будет воевать с ИГ?

12 октября 2015

В недавней публикации Caspian Bridge «Иранский спецназ поведет сирийскую армию за собой» содержался прогноз участия сил специального назначения Исламской Республики в окончательном подавлении активности боевиков «Исламского государства» и их союзников. Однако что собой представляет иранский спецназ - одна из самых мощных в регионе и мире, но, пожалуй, наименее исследованных сил такого рода?

Войска специального назначения в Иране неоднородны - фактически, спецоперации выполняют подразделения, прикрепленные к различным структурам. Наиболее полным будет следующее деление.

А) Спецназ, подчиненный армейскому командованию. Данные подразделения руководятся министерством обороны, которое, в свою очередь подчинено президенту, а он - подотчетен парламенту и в итоге - Верховному Лидеру страны Али Хаменеи.

Б) Спецназ Корпуса стражей Исламской Революции. Корпус, руководимый генерал-майором Али Джафари, напрямую подчинен Верховному Лидеру Ирана, и является более привилегированной, по сравнению с армией, военизированной структурой. Так, командир КСИР по статусу - много выше министра обороны и уже традиционно соперничает за влияние с президентом Исламской Республики.

К армейскому спецназу относится Такаваран - подразделение морской пехоты. В Такаваран рекрутируются наиболее перспективные бойцы 23 дивизии ВДВ Ирана «Парандак». Уже зарекомендовавшие себя с самой лучшей стороны солдаты проходят годичную спецподготовку, в рамках которой принципиально улучшают физические показатели, изучают подводное плавание с аквалангами, продолжают практиковаться в прыжках с парашютом, рукопашном бое и изучают ряд видов вооружений. После этого неотчисленным новобранцам Такаваран предстоит пройти полугодичный испытательный срок, по итогам которого они становятся полноправными бойцами этого подразделения. Являясь морским спецназом и имея уникальные навыки ведения боя под водой, иранские элитные морпехи также способны воевать в воздухе и на суше, могут проводить операции по противодействию террористам и освобождению заложников, выполнять диверсионные и противодиверсионные задания, осуществлять патрулирование и разведку. К подготовке Такаваран изначально были причастны инструкторы из трех стран - Германии, Великобритании и Советского Союза. Частично это отражено в арсенале подразделения, которое пользуется оружием из всех трех стран, а также некоторыми образцами собственного, иранского производства.

Что касается спецназа подчинения КСИР, то он представлен, прежде всего, бригадой «Аль-Кодс», ориентированной на деятельность за рубежом. Созданное сразу после революции (в 1979 г.) с целью помощи шиитам других стран Ближнего Востока и изначально называемое «Отряд освободительных движений» (переименовано в Аль-Кодс в 1981 г.), это подразделение способствовало созданию ливанской «Хезболлы» и оказало содействие палестинскому исламскому сопротивлению, Северному Альянсу Ахмад Шаха Масуда в Афганистан, курдам против иракской армии Саддама Хусейна и даже сражавшимся против сербов боснийцам в начале 90-х.

Имея некоторую автономию в составе КСИР, но пользуясь всеми необходимыми ресурсами Корпуса, «Аль-Кодс» и в настоящее время проводит операции за границей - не только на Ближнем Востоке. Структура бригады включает в себя несколько региональных отделений, нацеленных в основном на разведывательную деятельность. Однако рассматриваются и проводятся «Аль-Кодс» и силовые акции. Так, в Ираке именно военнослужащие бригады выступили в роли военных советников шиитского ополчения, давшего отпор «Исламскому государству» под Тикритом. Особую роль в этом сыграл многолетний командующий «Аль-Кодс» бригадный генерал Касем Сулеймани, признаваемый в настоящее время одним из лучших специалистов по диверсионно-разведывательной работе в мире. По некоторым данным, бригада приняла участие и в тренировке шиитских повстанцев-хуситов в Йемене, где также не обошлось без личного участия генерала Сулеймани. Более того, по некоторым, правда, неподтвержденным, данным, именно последний в ходе своего визита в Москву, убедил российское руководство приступить к военной операции в Сирии.

Что касается самой бригады «Аль-Кодс», то, изначально созданная на базе 25-й дивизии еще шахских воздушно-десантных войск, она в настоящее время имеет резидентуры в 8 регионах - Западной Европе, бывшем СССР, Ираке, Турции, Северной Африке, Леванте, Афганистане-Пакистане-Индии и на Аравийском полуострове. Нетрудно догадаться, что в ряде регионов активность бригады «Аль-Кодс» не может не наткнуться на противодействие американцев, также имеющих там интересы. В Ираке такие столкновения имели место, причем завершились они не в пользу армии США. Как отмечал в ходе специальных слушаний в американском Конгрессе президент Джордж Буш, иранские войска специального назначения нанесли американцам значительный ущерб. Не зря тот же Буш еще в 2008 году разрешил спецслужбам США проводить против «Аль-Кодс» трансграничные операции.

Общая численность бригады - около 15 тысяч человек, однако подразделением контролируются значительные военные силы в странах, где расположены его резидентуры. Это, к примеру, ливанская Хезболла, с некоторыми оговорками - йеменские хуситы, шиитские повстанцы Саудовской Аравии, шиитская милиция афганского Герата, в меньшей степени - палестинский «Исламский джихад». Что касается Сирии, то специалисты КСИР, в том числе и бригады «Аль-Кодс» на протяжении всего вооруженного конфликта на ее территории оказывают помощь армии Башара Асада в качестве военных советников. Судя по всему, поле их деятельности уже вскоре может существенно расшириться.

К этому следует прибавить и силы специального назначения иранской полиции, однако, ориентированные в основном на борьбу с организованной преступностью, терроризмом и наркомафией, они вряд ли будут задействованы в операциях за границей.

Как видим, потенциал иранских войск специального назначения несравним с тем, которым располагают их сирийские коллеги. Потому даже частичное участие спецназа Исламской Республики в боевых действиях против «Исламского государства» приведет к принципиальному изменению расстановки сил. В сочетании с воздушными и ракетными ударами России и стран Запада, это способно стать логичным концом для утопии под названием «Исламское государство». Вместе с тем, нельзя не понимать, что в случае своего вмешательства, иранские войска наверняка понесут потери - несмотря на слабую боевую подготовку в чисто военном плане (по словам ряда участников боевых действий против ИГ, ее арабские боевики ходят в атаку в полный рост, имеют слабое представление о полевой медицине и других, казалось бы, очевидных вещах), «воины халифата» - не самая легкая добыча, так как многие из них буквально пропитаны идеологией и действительно готовы за нее умирать. Впрочем, надо понимать, что данное утверждение верно не для всех боевиков ИГ - по данным СМИ, многие из них после ударов российских ВВС начали массово дезертировать. Тем не менее, буквально 9 октября пришло сообщение о гибели в Сирии от рук боевиков ИГ иранского военного советника - генерала КСИР Хоссейна Хамедани, что говорит о том, что исламисты по-прежнему опасны. Представляется, что только решительные действия иранского спецназа, российской и западной авиации, сирийских войск и курдского ополчения способны в кратчайшие сроки ликвидировать эту опасность.

Антон Евстратов

caspiania.org

Следующая статьяАрмия Ирака: глава ИГ Абу Бакр аль-Багдади ранен при обстреле конвоя