CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Неужели Ашхабад решится на шоковую терапию?

17 июня 2016

Из уст туркменского лидера все чаще и чаще звучат слова «рынок», «рыночные отношения»... Возможно, Ашхабад, ссылаясь на переход к рынку, готовит шоковую терапию на основе приватизации.

3 июня 2016 года президент Туркменистана Курбанкули Бердымухаммедов предложил отменить действующие в стране социальные льготы. А всего через 5 дней, 8 июня, встречаясь с представителями отечественного бизнеса, вдруг предложил все предусмотренные законодательством для населения льготы сохранить и продолжить реализацию запланированных социальных программ.

Между тем известный оппозиционный политик Нурмухаммед Ханамов обратился с открытым письмом на имя Бердымухаммедова, где обвинил последнего в отъеме существующих социальных льгот у населения и назвал его профаном в финансовых вопросах.

Как поведал один из экс-чиновников правительства Туркменистана, еще перед принятием первым президентом Сапармурадом Ниязовым постановления о льготах населению специалисты Минфина и Госбанка Туркменистана (ныне Центральный банк) провели подробный экономический анализ. Специалисты выступали против введения указанных льгот. Еще тогда были предложены рыночные механизмы для защиты малоимущих слоев населения. Предлагалось установить минимальный размер оплаты труда, не ниже прожиточного минимума, и потребительскую корзину. А уже исходя из этого, предлагалось определить размер пенсий, стипендий, пособий и т.п.

Прежде всего необходимо было взять население под статистический учет. Безработных трудоспособного возраста зарегистрировать и отнести к незащищенным слоям населения. Говорилось и о том, что только денежная форма поощрения способна научить население бережливости, а также рациональному ипользованию природных ресурсов, предоставляемых в виде коммунальных услуг.

Туркменбаши же захотелось немедленных результатов в ущерб экономике. Популизм в виде щедрых льгот был ему на руку для поднятия авторитета среди населения и укрепления власти.

Кстати, иностранные граждане, например турецкие строители, находясь на территории Туркменистана также пользовались социальными льготами. Ниязовские законодатели даже не удосужились разграничить права иностранных и местных граждан. Сможет ли иностранец пользоваться бесплатными благами в той же Турции или каком-либо другом государстве? Нет. Даже внутри ЕС высокоразвитые державы отказывают гражданам из слаборазвитых стран-членов Союза в пользовании установленными льготами. А в Туркменистане вышеупомянутый абсурд продолжается по сей день.

Бердымухамедов, неожиданно для себя придя к власти, решил пойти проторенной дорожкой и: как показало время, попал в капкан. С трибуны он говорит о высоком уровне жизни своих подданных, но ни разу не привел никаких разумных фактов, цифр и данных, подтверждающих его заявления. Пока этот Герой-Аркадаг не начнет оперировать конкретными цифрами, а не процентами от неизвестного целого, его высказывания на экономическую тему похожи на пустую болтовню.

Каков уровень жизни в Туркменистане сейчас и в динамике? Какова средняя зарплата и конкретное число безработных? Сколько семей с низким уровнем дохода? Каков прожиточный минимум? Список можно продолжить.

Например, в соседнем Казахстане, так же богатом природными ресурсами, несмотря на критику оппонентов, Астана не боится публиковать весь спектр статистических данных, особенно касаемых экономики страны.

Почему же Бердымухаммедов вдруг заговорил об отмене льгот? Чего-то он не договаривает, все время лишь намекает. Заметили? Из уст туркменского лидера все чаще и чаще звучат слова «рынок», «рыночные отношения»: Например, на недавней встрече с местными предпринимателями он вдруг заявил: «:до 2020 года доля негосударственного сектора экономики страны в объеме внутренней валовой продукции должна достичь 70 процентов». Как получить такие цифры без серьезных реформ в экономике, да еще в сжатый срок?

А 13 июля президент приказал ускорить работы по приватизации. Причем, в список приватизируемых объектов, как он пожелал, будут включены отдельные госпредприятия, относящиеся к отраслям энергетики, транспорта и связи, объекты инфраструктуры. Отдельный вопрос, каким образом и в чьи руки попадут приватизируемые объекты. Важно то, что новые частные владельцы вышеуказанных обьектов начнут устанавливать свои цены на электроэнергию, транспорт, связь и другие инфаструктурные услуги. Ведь это же рынок.

Возможно, Ашхабад, ссылаясь на переход к рынку, готовит шоковую терапию на основе приватизации. Конечно, это будет шоковая терапия по-туркменски. Кстати, украинский народ сегодня проходит через это, но разница в том, что у Украины нет подобных туркменским природных богатств. Популистские утверждения туркменского лидера о высоком уровне жизни, могут обернуться большими проблемами для населения.

Максат Дурдыджан

gundogar.org

Предыдущая статьяЦентральная Азия: Мечты о буме в сфере информационных технологий пока не сбываются
Следующая статьяУкраинский сценарий для Центральной Азии?