За последние две недели в редакцию «Альтернативных новостей Туркменистана» поступило несколько сообщений, в которых читатели описывают случаи задержания сотрудниками полиции и людьми в штатском, предположительно агентами МНБ, граждан, которые снимали на телефон происходящие вокруг них события.
По сообщению читателя из Дашогузского велаята, в минувший базарный день в городе Губадаг мужчина с камерой в руках был схвачен сотрудником полиции.
«Немолодой на вид мужчина снимал базарную толчею - торговцев, покупателей, выставленные на продажу товары и сельхозпродукты. К нему подошел человек в полицейской форме и со словами «сурата алмак боланок!» (фотографировать нельзя!) попытался отнять камеру. Но хозяин не позволил ему этого сделать. Началась громкая перепалка, которая тут же собрала толпу зевак. Мужчина, апеллируя к собравшимся, доказывал, что он ничего предосудительного не делал, что просто фотографировал себе на память осеннее изобилие на базаре. Полицейский же все повторял одно и то же: фотографировать нельзя. В конце концов, человек в форме (кто-то из толпы обратился к нему, мол, Саппы, оставь человека в покое) забрал мужчину в опорный пункт», - сообщил очевидец. Что с ним произошло дальше, не сообщается.
Схожий случай произошел 10 октября в Балканабаде. В квартале 205А на глазах десятков людей трое неизвестных скрутили и увезли с собой парня, который направил камеру своего телефона на толпу, осаждавшую магазин «Айна». В магазине в этот момент продавали только что завезенные сигареты.
«Мне стало не по себе от увиденного. Почувствовала, что живу в каком-то тюремном режиме. Бедный парень! Куда его увели? Что с ним сделали?!», - сообщила редакции жительница Балканабада.
Молодежь Туркменистана активно обменивается гуляющим в Интернете популярным видеороликом, на котором несколько сотрудников дорожной полиции при отсутствии должного обмундирования (в частности, жезла) остановили автомобиль с водителем и двумя молодыми людьми. Видимо, остановке предшествовала погоня, так как водитель отказался подчиняться человеку в форме, но без жезла. Один из пассажиров начинает незаметно снимать происходящее и записывать разговор со взаимными претензиями: полицейские намереваются отогнать автомобиль в управление и поговорить там, а водитель спрашивает, на каком основании он обязан делать это. Один из парней замечает, что полицейские превышают свои полномочия. Запись обрывается на том, что кто-то из сотрудников видит ведущуюся съемку и требует отдать ему телефон, а на вопрос снимающего, почему, начинается потасовка.
Практика запрета ведения фотосъемок в Туркменистане имеет давнюю историю. Стражи порядка произносили привычное «боланок» в аэропортах, на вокзалах, вблизи крупных промышленных комплексов, возле президентского дворца и других особо охраняемых объектов. Теперь же «боланок-нельзя» распространилось на всю страну. Власти опасаются, что отснятые любительские фотоснимки и видеосюжеты, отражающие реальную жизнь людей и всей страны, попадут в интернет.
По поводу очередного «боланок» люди в Ашхабаде и в других крупных городах высказывают разные суждения. Одни запрет на фотографирование связывают с приближающимся праздником независимости и с предстоящей в следующем году Азиадой. Другие считают эти меры последствиями строгого выговора, объявленного 4 октября главе МНБ Туркменистана Доврангелды Байрамову, мол, этим самым служба нацбезопасности показывает видимость активной работы.