CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

newtimes.ru

Финансовый поток

30 января 2002

поток Россия возвращается в Афганистан. Подрядчиком

Яков Боровой

Несколько дней район вокруг фешенебельного токийского отеля «Син Таканава», где проходила Международная конференция по восстановлению Афганистана, походил на осажденную крепость. Воинственный дух неуловимого Усамы бен Ладена витал над Токио. Для охраны представительного собрания (глава афганского переходного правительства Хамид Карзай, государственный секретарь США Колин Пауэлл, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан и прочие) было стянуто более трех тысяч полицейских, снабженных новейшими детекторами, металлоискателями и овчарками, натасканными на запах взрывчатки.

Любимец дома «Гуччи»

Сопредседателями токийской конференции являлись Япония, США, Европейский союз и Саудовская Аравия. Всего же в Токио собрались представители 60 стран, включая все государства «большой восьмерки», и 22 международных организаций. Участникам токийского рандеву был показан душераздирающий фильм о самой бедной стране мира, о неизмеримых страданиях ее жителей, вот уже несколько десятилетий не знающих ничего, кроме бедствий, войны и жестокостей. Содержание фильма, повествующего о 23 годах гражданской войны, советского военного вторжения и правления талибов, резко контрастировало с внешним видом преуспевающих господ из Кабула. Они выглядели в меру упитанными, гладко выбритыми и удивительно элегантными в своих национальных, а подчас и европейских нарядах. Особенно потрясал своим внешним видом афганский лидер Хамид Карзай.

Недавно известный дом моды «Гуччи» провозгласил его самым элегантным мужчиной на планете. Разница между «прикидом» Карзая, других членов афганской делегации и вопиющей нищетой его сограждан настолько била в глаза, что глава переходного правительства Афганистана счел нужным оправдываться. «Если члены нашей делегации хорошо одеты и хорошо позавтракали, то миллионы афганцев выглядят совсем по- другому»,- воззвал к участникам конференции афганский лидер. После столь патетических слов Хамид Карзай попросил у мирового сообщества выделить на нужды Афганистана 2 миллиарда долларов уже в этом финансовом году.

Мир раскошеливается

«Самый элегантный мужчина на планете» получил эти деньги сполна. Финансовые доноры, словно соревнуясь в щедрости, заявляли о все новых и новых вливаниях в афганскую экономику. В итоге набежало более трех миллиардов долларов в этом году. А общая финансовая нагрузка доноров составит около 15 миллиардов долларов в течение ближайших десяти лет.

Япония обязалась в течение двух с половиной лет выделить 500 миллионов долларов с тем, чтобы, по словам премьера Дзюнъитиро Коидзуми, «ликвидировать условия, способствующие зарождению терроризма». Вклад США, о котором сообщил госсекретарь Колин Пауэлл, в этом году достигнет отметки в 297 миллионов долларов. Сумма вклада Европейского союза в 2002 году составит около 500 миллионов долларов. По полмиллиарда долларов скинулись на Афганистан Всемирный банк и Азиатский банк развития. Страны, которые, как, например, Индия, выделили 100 или менее миллионов долларов, ощущали себя просто крохоборами по сравнению со своими щедрыми коллегами.

Впрочем, Америку обвинили в скупердяйстве. 297 миллионов долларов - ну просто смешная цифра для такой мощной страны, как Соединенные Штаты. Американцы парировали обвинения так: мы уже потратили 4,5 миллиарда долларов в ходе военной операции. Получается любопытная цифирь: на войну тратится денег в 15 раз больше, чем на восстановление разрушенного хозяйства.

В Токио были определены 6 основных направлений работы по оказанию помощи Афганистану. Средства доноров пойдут в первую очередь на обеспечение деятельности переходной администрации, включая выплату зарплаты, восстановление системы просвещения, санитарии и медицины, реконструкцию дорог, линий электропередачи и связи, помощь сельскому хозяйству.

Между тем финансовые доноры требуют от Кабула твердых гарантий того, что поток средств будет направлен в нужное русло, то есть по назначению. В этой связи глава временного правительства Афганистана активно заверял партнеров в решимости использовать помощь с максимальной «эффективностью и прозрачностью». Он, в частности, обязался бороться с коррупцией под надзором иностранных наблюдателей, развивать экономику на принципах свободного рынка, непременно ликвидировать хозяйственную зависимость страны от наркоторговли, прекратить дискриминацию женщин. Одновременно Карзай акцентировал внимание на том, что на начальном этапе главным объектом международной помощи должна стать именно его администрация. Успех социально-экономической реформы недостижим, по его мнению, без укрепления государственной безопасности. Армия, полиция и государственные служащие должны быть прежде всего сыты, считает афганский лидер. Иначе, уверен Хамид Карзай, правительство быстро потеряет доверие афганцев.

Патетика и реальность

На конференции в Токио на фоне пока еще виртуальных финансовых инъекций было произнесено немало благих пожеланийв. «Я хочу, чтобы афганцы бросили оружие и избавились от чувства нестабильности, обретя уверенность в будущем», - заявлял хозяин встречи японский премьер Коидзуми. «Соединенные Штаты не бросят народ Афганистана в беде», - вторил ему госсекретарь США Колин Пауэлл. «Мировое сообщество не должно повторить ошибки прошлого, утратить интерес к Афганистану после того, как события в этой стране уйдут с первых полос», - взывал комиссар Евросоюза по вопросам внешней политики Крис Паттен.

При этой всеобщей эйфории робко звучали голоса скептиков. Они сомневались в способности временного правительства принять огромные средства и рачительно их использовать. Пойдут ли обещанные средства в дело, не будут ли они, проще говоря, разворованы новыми властями Афганистана, вопрошали они. Да и вообще не пойдут ли они на оплату услуг высокооплачиваемых инспекторов, на проведение различных научных семинаров по Афганистану, на создание исполнительной группы со штаб-

квартирой в Кабуле, призванной наблюдать за расходованием выделяемых международным сообществом средств?

Многие предложения богатого Запада и вовсе кажутся утопией. Японцы, например, предложили за сдачу 200 автоматов Калашникова строить в местных кишлаках школы. Но что хорошо для японца: Вряд ли мужественные афганцы, с детства привыкшие к оружию, доверяющие свою жизнь только калашникову, побегут сдавать то, что является неотъемлемой частью, по их понятию, мужского достоинства:

Но дело даже не в этом. Сегодня афганцы делят с оружием в руках наследство талибов. Идет кровопролитная борьба за передел сфер влияния. В районе Кундуза выясняют отношения афганские узбеки и таджики. Пуштунские племена на юго-западе страны готовят наступление на Гильменд и Герат. Складывается впечатление, что слишком много сегодня в Афганистане «региональных лидеров», которые считают, что их обошли при распределении ключевых портфелей в кабульском правительстве. Они ищут любого удобного случая, чтобы заявить о своих амбициях.

Сможет ли в этих условиях «элегантный мужчина» добиться укрепления основ афганского государства - вопрос не из легких. Хамид Карзай пытается создать национальную армию, службы безопасности. В каждую из 31 афганских провинций направлены разнарядки по мобилизации мужчин в возрасте от 20 до 40 лет. Численность регулярной афганской армии, которая придет на смену нынешним «диким дивизиям», представляющим те или иные группировки, должна составлять 250 тысяч человек. Но послушаются ли рекруты приказа из Кабула или местные власти им ближе по духу, по национальной принадлежности?..

Кабульские власти уповают на помощь иностранных военных специалистов. Так, решающую роль в создании афганской армии призвана сыграть Великобритания. Но британских военных больше волнует собственная судьба, нежели будущее Афганистана. А западных политиков интересует только одно: занять ключевые места в армии и органах безопасности до тех пор, пока там не появились русские или, что еще хуже, иранцы:

Русские идут

Россия денег на восстановление Афганистана не дала, зато она готова предоставить мировому сообществу «данные о минеральных запасах Афганистана, а также другую информацию, которая могла бы быть полезной при подготовке долговременных планов подъема экономики опустошенной войной страны», заявил на открытии конференции заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Орджоникидзе. Впрочем, Россия уже включилась в процесс возрождения Афганистана. В частности, ведутся работы по восстановлению важнейшей транспортной артерии - тоннеля Саланг, связывающего север и юг страны. Из России в Кабул доставлены тысячи тонн грузов, включая продовольствие и предметы первой необходимости. Уже успешно функционирует мобильный госпиталь. Расширяются пропускные способности переправы Нижний Пяндж на границе с Таджикистаном.

Россия не прочь поучаствовать в восстановлении тех промышленных объектов, которые были построены с помощью Советского Союза и разрушены частично или полностью за 23 года непрерывной гражданской войны. Россияне хотели бы восстановить газодобычу в Шиберганском районе на севере, газохимический комплекс в Мазари-Шарифе. Сергей Орджоникидзе в числе других потенциальных проектов назвал реконструкцию домостроительного комбината, хлебокомбината и авторемонтного завода в Кабуле, ГЭС в Наглу. Российские преподаватели, как и два десятилетия назад, желают наладить учебный процесс в столичном политехническом институте, горно-нефтяном и автодорожном техникумах. Цель всех этих акций, по словам заместителя главы российского МИД, - превращение страны «в мирное, нейтральное государство».

«Запад готов выделять деньги, однако мало кто реально захочет работать в опасной и неудобной для жизни стране», - считает глава делегации РФ на токийской конференции. Одним словом, Запад откупается от международного терроризма деньгами, а Россия за неимением оных готова жить и работать в «опасной и неудобной для жизни стране».

newtimes.ru

Предыдущая статьяИндийская газета утверждает, что антитеррористическая кампания США превратилась в борьбу за контроль над энергетическими ресурсами в Центральной Азии
Следующая статьяСтаршего брата сдали за миллиард долларов