CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

cjes.ru

ВРАГИ ИНТЕРНЕТА РАСКРЫТЫ

14 февраля 2002

ИНТЕРНЕТА РАСКРЫТЫ

Международная организация "Репортеры без границ" (RSF - примечание ИА "Фергана.Ру") нашла более полусотни государств-врагов Интернета. Эта информация опубликована в ежегодном докладе репортеров. В число врагов попали 53 страны. Как отмечается в докладе, в наиболее радикальных двадцати странах гражданам вовсе запрещается пользоваться Интернетом. Кроме того, такие страны, как Саудовская Аравия, Азербайджан, Белоруссия, Китай, Северная Корея, Куба, Ирак, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Ливия, Сьерра Леоне, Судан, Сирия, Таджикистан, Туркменистан, Тунис, Узбекистан и Вьетнам ставят такие ограничения на работу в Сети, которые почти равноценны полному запрету. Правительства этих стран ведут борьбу против диссидентства в виртуальном пространстве. Инстанции, осуществляющие репрессивные меры, блокируют сайты, не отвечающие их интересам, и обязывают всех пользователей получать разрешение в специально организованных для этого регистрах. Россия пока не входит в этот список, однако в начале февраля "Новые известия" распространили информацию о том, что в МВД готовится законопроект, по которому каждый пользователь Интернета должен будет зарегистрироваться в органах внутренних дел. Позже в МВД опровергли эту информацию, но это ничего не значит."

Нам захотелось прокомментировать данную публикацию применительно к ситуации в узбекском Интернете. Для разъяснения некоторых вопросов мы обратились к представителям некоторых ташкентских компаний - провайдеров услуг доступа в Интернет.

Давайте в начале определимся, что понимать под "враждебным отношением к Интернету". В идеале, это полное отсутствие Интернета или суррогатная замена на интранет государственного масштаба. Однако, в свете тенденций развития информационных технологий, реально враждебным отношением можно считать:

А) Контроль надзирательных органов за работой пользователей; Б) Запрет на доступ к части ресурсов Интернета; В) Ограничение доступа населения к Интернету.

Все остальные трудности доступа к Интернету обусловлены причинами объективно-экономическими (низкая платежеспособность населения, отсталость телекоммуникаций и т.п.).

Теперь перейдем конкретно к сути вопроса: все-таки можно ли назвать Узбекистан враждебным к Интернету государством или нет? В 2001 году Президент Республики призывал на съезде парламента развивать ИТ технологии, внедрять повсеместно Интернет, разрабатывать проекты по развитию производства электронной промышленности. Однако законодательная база сильно хромает. Разработанные правовые документы уже не отвечают современным требованиям развития сетей передачи данных. Камнем преткновения является "легендарное" 52 постановление кабинета министров, фактически закрепившее за государственным предприятием передачи данных Узпак монополию по предоставлению услуг Интернет в пределах республики.

Общеизвестно, что пропускная способность каналов Узпака очень низка: входящий канал - не более 3,5 Мбит/сек, исходящий - 0,7 Мбит/сек, что более чем недостаточно для нужд республики. Да и расценки "единственного", оставляют желать лучшего: субпровайдеров, желающих честно работать на условиях Узпака, на данный момент ждет только разорение. Понятно, что свято место пусто не бывает и на освоение сегмента рынка по предоставлению Интернет услуг сейчас ориентировано несколько десятков фирм. Причем, по качеству сервиса и уровню цен, существенно превосходящих Узпак. Практически подавляющее большинство компаний работает через так называемый "асимметричный доступ", когда входящий канал идет со стационарного орбитального спутника. Вся проблема состоит в исходящем канале. Независимо от Узпака, своим исходящим каналом обладают (из известных авторам) Найтов Саркор-телеком программа ООН (направленная на интеграцию академических и учебных учреждений, о ее предоставлении исходящего канала сторонним организациям автору ничего не известно).

Соответственно, фирмы заинтересованы в массовом привлечении потенциальных пользователей: конкуренция вынуждает их искать новые, более "широкие" и рентабельные, входящие каналы, в результате чего цены за час "ночного" Интернета у некоторых провайдеров составляют 350-400 сум ($0,23). В принципе, пользователям доступны все ресурсы Сети (за некоторым "техническим" исключением: например, через Саркор-телеком недоступны сайты, запрещенные в Китае, т.к. Саркор пользуется китайским каналом.)

В свою очередь, монополист, естественно, пытается осудить конкурентов, проводит мониторинг IP-адресов и передает данные в государственную инспекцию связи, которая в свою очередь следит за выполнением 52-ого постановления Кабмина и ограничивается только предупредительными письмами. Это - либо следствие либерального отношения, либо - нехватки специалистов, способных доказать причастность к использованию других каналов связи. На последней встрече провайдеров (Круглый Стол по вопросам провайдеров Республики Узбекистан, 11.02.2002, Ташкент) Узпак фактически обвинил своих "конкурентов" в воровстве, осудив политику остальных провайдеров по предоставлению Интернета через асимметричный доступ.

Как видно, из вышесказанного, развитие сети Интернет пока происходит вопреки 52 постановлению. Узпак, как государственная организация, не обладает той гибкостью и свободой принятия решений, которой обладают частные фирмы, отсюда и некая закостенелость развития "монополиста". В правительстве, видимо, уже осознают ошибочность такой политики, свидетельством чему служит недавний случай по продлению провайдерских лицензий. Провайдеры для продления лицензий должны были уплатить совершенно астрономические суммы, исчисляемые миллионами сум, но после совместного письма провайдеров, о том, что это идет вразрез с политикой государства о развитии сетей передачи данных, цены на лицензии были снижены в десятки раз.

Ни для кого не секрет, Узпак блокирует доступ к зарубежным сайтам оппозиционных к существующей власти партий (к примеру, www.birlik.net). Но внутренней цензуры для разработчиков веб-ресурсов пока не замечено. Хотя, разумеется, какую информацию размещать на сайтах в зоне УЗ, каждый автор решает сам для себя, то есть, действует что-то вроде "внутренней цензуры", свойственной вообще всем СМИ Узбекистана.

Итак, является ли Узбекистан государством, враждебным к Интернету? На данный момент можно ответить так: "не является в гораздо большей степени, чем является". Частные провайдеры проводят агрессивную политику внедрения Интернета, растет количество Интернет-кафе (в том числе и по государственным проектам), большинство высших учебных заведений и научных учреждений бесплатно или по льготным тарифам пользуются Интернетом. Конечно, есть некоторые ограничения по доступу к ресурсам, существует некоторая отсталость в количестве и качестве ресурсов, но все это в самой малой степени влияет на развитие и интеграцию Узбекистана во всемирное Интернет-сообщество, даже вопреки собственным законам.

cjes.ru

Предыдущая статьяУзбекистан выходит из тени
Следующая статьяСША стремятся к конструктивному взаимодействию со странами Центральной Азии, заявила Джонс