CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

АКТЫ НАСИЛИЯ СТАВЯТ ПОД СОМНЕНИЕ ДАЛЬНЕЙШУЮ СУДЬБУ КЫРГЫЗСТАНА

23 марта 2002

НАСИЛИЯ СТАВЯТ ПОД СОМНЕНИЕ ДАЛЬНЕЙШУЮ СУДЬБУ КЫРГЫЗСТАНА Комментарий EurasiaNet Крис Шюпп

Жертвы похоронены, и относительный порядок восстановлен в Кыргызстане после нескольких дней мятежа и кровопролития в южной Джалал-Абадской области. Однако встает вопрос о дальнейшей судьбе законности в этой центральноазиатской стране.

В прямом эфире кыргызского телевидения с дрожью в голосе, но не без оптимизма президент Аскар Акаев заверил: «Как президент я обязан и буду всеми данными мне Конституцией и Законами Кыргызской Республики правами и средствами обеспечивать конституционный порядок, мир и согласие в стране. Убежден, что народ меня в этом поддерживал и будет поддерживать».

Как иностранные, так и местные наблюдатели не склонны к позитивной оценке перспектив конституционного строя. Многие были удивлены тем, что события приняли насильственный оборот и произошли столь внезапно в этом отдаленном уголке Центральной Азии. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Конечно, в этих местах в прошлом развернулось жестокое противоборство. В 1990 году, например, беспорядки на межнациональной почве в Оше и вокруг него привели к десяткам смертей. Позднее область была захвачена мятежным Исламским движением Узбекистана (ИДУ).

Киргизы имеют репутацию тихого и даже несколько политически пассивного народа. Тем, кто живет или жил в Кыргызстане, трудно представить себе гневные толпы, провоцирующие милицию на кровавую бойню. То, что насилие произошло с такой быстротой, по-видимому, указывает на острые проблемы, скрывающиеся за официальным фасадом политического и экономического развития.

Официальные лица обещают, что будет проведено расследование, которое прояснит, что же произошло близ Джалал-Абада в это «кровавое воскресенье» несколько дней назад. В первых сообщениях 18 марта говорилось о том, что более 40 милиционеров получили телесные повреждения. Власти в Бишкеке не замедлили обвинить оппозицию в подстрекательстве и возложить на нее ответственность за насилие и кровопролитие.

Последущие сообщения независимых информационных источников - таких, как веб-сайт независимого киргизского журналиста, - поставили под сомнение правительственную версию событий. В списке убитых и раненых милиционеров немного. В дополнение к этому Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» дала следующую информацию: «Четимбаев Бегалы, род. 1971, пулевое ранение в голову; Сапаралиев Кадыркул, род. 1965, пулевое ранение в живот; Тагаев Советбек, род. 1977, пулевое ранение в голову; Уметалиев Эльдар, род. 1979, пулевое ранение в голову; Уркумбаев Сатымбек, род. 1957, пулевое ранение в живот». Многие раненые также получили пулевые ранения. Список жертв заставляет предположить, что бойню устроили силы правопорядка, начавшие стрелять в толпу молодых людей, у которых не было шанса избежать побоища.

Освещающим события журналистам трудно работать, они сами боятся милиции. В нескольких случаях им не разрешили осмотреть места событий. Местная частная телестанция «Эхо Манас», расположенная в Джалал-Абаде, утверждает, что у нее вообще нет информации о случившемся. Местные жители близ Оша говорят, что знали о посылке «спецназа: в выходные с приказом остановить демонстрантов, направлявшихся в суд». Однако никто в действительности не ожидал бойни.

В конце концов президент Акаев уступил главному требованию демонстрантов и отпустил из заключения депутата парламента Азимбека Бекназарова. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Бекназаров продолжает утверждать, что возбужденное против него дело сфабриковано и нужно для того, чтобы положить конец его политической карьере. Некоторые местные обозреватели не считают, что освобождение Бекназарова приведет к политическому примирению между Акаевым и его оппонентами.

«Президентская пропагандистская машина работает не переставая», - сообщает представитель иностранной неправительственной организации, живущий в Бишкеке около двух лет. «Местное население потчуют изрядными порциями акаевизма. Говорил Акаев это в своем телеобращении или нет, но он вполне ясно дал понять, что раздавит любого, кто посмеет сказать хоть слово против; и всем это известно; они не верят во всемогущего руководителя; они просто стараются выжить в любых обстоятельствах. Даже работающий у меня персонал неохотно говорит об этих вещах; они скорее кивнут, чем открыто выскажутся».

В переданном по телевидению обращении по случаю весеннего праздника «Нооруз» Акаев предупредил об опасностях, заключенных в действиях «провокаторов и кучки демагогов, играющих на чувствах и эмоциях простых людей». Далее президент пообещал, что правительство решит стоящие перед страной проблемы. «Я хочу сказать гражданам Кыргызстана, что работа над наиболее важными социальными и экономическими вопросами идет по всей стране», - сказал Акаев.

Многие местные жители относятся к таким обещаниям с долей цинизма. Слова Акаева не совпадали и не совпадают с его действиями. По сути дела, у политических аналитиков создалось впечатление, что администрация Акаева слишком долго не реагировала на кризис, который нарастал с момента ареста Бекназарова в январе. Акаев не сказал практически ни одного слова по этому поводу с тех пор, как начались протесты и голодовки в защиту Бекназарова.

Трагедия уже произошла. И даже если Акаеву удастся убедить какую-то часть населения, что оппозиция несет ответственность за беспорядки, это не уменьшит враждебного отношения к действиям администрации. Молодые люди были убиты не Исламским движением Узбекистана и не какой-то злой и посторонней для киргизского общества силой. Огонь по собственному народу открыли киргизские силы безопасности. Акаеву, возможно, придется заплатить дорогую цену за то, что он вовремя не отреагировал на народное недовольство.

От редакции. Крис Шюпп - директор представительства международной некоммерческой организации «Internews Network» в Республике Кыргызстан.

eurasianet.org

Предыдущая статьяСТАРЕЙШАЯ ЖИТЕЛЬНИЦА ОДНОГО ИЗ ТУРКМЕНСКИХ СЕЛ ОТКРЫЛА В СВОЕМ ДОМЕ МУЗЕЙ ТУРКМЕНБАШИ
Следующая статьяНефть не обладала большим приоритетом для США в Центральной Азии, чем Афганистан ("Le Temps" , Швейцария)