укрепят позиции России на Каспии Айдын Мехтиев
В четверг начались крупнейшие за минувшие 30 лет учения ВМФ России в Каспийском море. Маневры с участием примерно 10 тысяч моряков и морских пехотинцев Каспийской флотилии РФ решено провести в два этапа: на первом (с 1 по 7 августа) будет проведена командно-штабная учеба. Основные события развернутся на втором этапе учений (с 8 по 15 августа), когда в море выйдут около 60 кораблей, в том числе флагман флотилии "Татарстан". Эти корабли выполнят учебно-боевые задачи, в том числе ракетные и артиллерийские стрельбы, а также высадку морского десанта. Особенностью учений на Каспии является и то, что впервые в них задействованы подразделения не только Министерства обороны, но и других ведомств, в частности - ФСБ, Федеральной пограничной службы, МЧС, Минтранспорта, а также железнодорожные войска и внутренние войска МВД. Подтвердили свою готовность участвовать в сбор-походе Каспийской флотилии Азербайджан и Казахстан. От азербайджанской стороны в маневрах будут задействованы базовый тральщик "Магомед Гаджиев" и гидрографическое судно ВМС республики. От ВМС Казахстана в учениях примут участие 4 самолета СУ-27.
Официальный представитель МИД России Александр Яковенко заявил в четверг в интервью РИА "Новости", что учения Каспийской флотилии не представляют угрозы для иностранных государств. По его словам, присутствие России, в том числе военное, на Каспии служит "важным фактором поддержания региональной безопасности и стабильности". При этом он подчеркнул, что целью учений является "проверка готовности российских моряков к выполнению задач в условиях наличия угрозы международного терроризма, к взаимодействию с другими прикаспийскими государствами по пресечению незаконного транзита оружия и наркотиков, браконьерства, пиратства, по обеспечению безопасности судоходства и производственной деятельности на Каспийском море".
Напомним, что президент России Владимир Путин приказал провести на Каспии широкомасштабные учения уже на следующий день после провала апрельского саммита глав пяти прикаспийских государств. Главком ВМФ Владимир Куроедов заявил, что учения на Каспии носят плановый характер и нацелены на выполнение морской доктрины России. В то же время наблюдатели уверены, что наглядная демонстрация боевой мощи российского флота призвана окончательно развеять все сомнения в решимости Москвы сохранить свою доминирующую роль в обширном бассейне Каспия. Таким образом, военно-морские учения России на Каспии приобретают важнейшнее геополитическое измерение.
По своей военной мощи Каспийская флотилия намного превосходит потенциал ВМС других четырех прикаспийских государств, вместе взятых. В Астрахани базируются более 100 военных кораблей Каспийской флотилии, в том числе - сторожевые корабли, минные тральщики, корабли воздушного наблюдения, боевые и вспомогательные суда различных классов, а также ракетные и десантные катера на воздушной подушке. Морская авиация флотилии пополнилась недавно самолетами-"амфибиями", а также корабельно-противолодочными вертолетами Ка-25 и Ка-27.
Три бывшие советские республики -Азербайджан, Казахстан и Туркмения - фактически не обладают боеспособными частями ВМС. В 1992 году Азербайджан подписал с Россией протокол, согласно которому эта республика получила 25% кораблей Каспийской флотилии СССР, в том числе 1 фрегат, 9 патрульных катеров, 5 противоминных тральщиков, 4 судна на воздушной подушке и 3 вспомогательных судна. Численность ВМС - всего 2 тыс человек.
В составе ВМС Казахстана проходят службу 3 тыс человек, на вооружении республики - 10 катеров и 2 малых гидрографических катера, 3 вертолета Ми-8 и шесть Ми-2, которые базируются в портах Актау и Атырау. Недавно российская сторона передала Казахстану 5 судов для укрепления береговых сил охраны.
Туркмения до 1999 г. охранял свои водные рубежи совместно с Россией. Сегодня в составе ВМС Туркмении имеются не более 20 военных катеров и несколько самолетов морской авиации. Эксперты отмечают, что за минувшее десятилетие, ввиду отсутствия достаточного финансирования, инфраструктура ВМС Азербайджана, Казахстана и Туркмении пришла почти в полный упадок.
В ближайшие годы сравниться по своей мощи с Каспийской флотилией РФ смогут лишь подразделения ВМС Ирана, да и то чисто теоретически, ибо два советско-иранских договора от 1921 и 1940 гг. не дают Тегерану права иметь на Каспии развернутую военно-морскую инфраструктуру. Сегодня на иранском побережье действует крупная учебная база ВМС Ирана "Бандаре Пахлави". Иранский флот ВМС насчитывает 60 боевых кораблей небольшого тоннажа. Тегеран планирует усилить свои ВМС на море, создав оперативно-тактическое объединение - эскадру, которая оперативно может быть применена в случае начала военных действий в Каспийском море. Согласно военной доктрине Ирана, ВМС страны призваны обеспечить защиту прибрежных морских коммуникаций, а также, в случае необходимости, нанести урон морским коммуникациям противника на Каспии, в Персидском и Оманском заливах.
Важным геополитическим козырем Ирана является то обстоятельство, что только она из пяти прикаспийских стран имеет выход в стратегически важный Персидский залив. Причем во внешнеполитической стратегии Тегерана имеющий богатейшие запасы нефти Персидский залив имеет намного большее значение, чем бассейн Каспийского моря. Иран постоянно наращивает потенциал своих ВМС в заливе с целью противостоять наращиванию военного присутствия США. Тегеран настойчиво требует вывода всех американских войск и кораблей ВМС США из региона Персидского залива. При этом иранское духовенство опасается, что в ближайшие годы США захотят разместить свои ВМС и в бассейне Каспийского моря. В Тегеране полагают, что под предлогом защиты интересов американских нефтяных компаний, разрабатывающих каспийскую нефть, Вашингтон может решиться на высадку своего морского десанта в прикаспийском регионе. Прецедент уже имеется: под предлогом борьбы с терроризмом американские войска разместились в Узбекистане и в бишкекском аэропорту "Манас". Интересное заявление сделал на прошлой неделе секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Хасан Рухани. Принимая в Тегеране первого заместителя главы МИД России Вячеслава Трубника, он подчеркнул: "Страны прикаспийского региона должны прилагать усилия для того, чтобы воспрепятствовать военному присутствию государств, расположенных вне региона".
Официальный Тегеран хотя и воспринял информацию об учениях Каспийской флотилии с явным раздражением, тем не менее, отказался от каких-либо демаршей. Причина проста. Москва, рискуя ухудшить отношения с Вашингтоном, отвергает требование администрации Джорджа Буша о прекращении сотрудничества с Ираном в области освоения мирного атома. Естественно, в ответ российское руководство требует от Ирана ответного жеста. Решение Москвы провести учения на Каспии призваны показать Ирану, что последний должен принять "условия игры", предложенные Россией. Сегодня только из-за неуступчивой позиции Тегерана пять прикаспийских стран не могут выработать консенсус в вопросе определения правового статуса Каспий. Россия уже договорилась с Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспия. В Москве считают, что в случае одобрения Ираном такого варианта раздела Каспия соседняя Туркмения также последует его примеру.