МАНЕВРАМИ ПО ТЕРРОРИЗМУ И БРАКОНЬЕРСТВУ
Каспийский сбор-поход вступил в свою завершающую фазу. Это - самые крупные учения российской армии за последние 10 лет и первые такого размаха на Каспийском море. На них уже побывал министр обороны Сергей Иванов. Он посетил самоходную плавающую буровую установку "Астра", где отрабатывались мероприятия по ее защите от террористов с воздуха и с моря, и на полигоне "Скорпион". Министр, похоже, остался доволен и отбыл на грузинскую границу. А каспийские маневры продлятся еще до 15 августа.
Министр обороны России воспользовался своей поездкой на Каспий для того, чтобы сделать несколько важных политических заявлений. В частности, он высказался за создание на Каспии международных сил по поддержанию мира. Заявление это было сделано в ходе пресс-конференции на полигоне "Скорпион" близ Каспийска. Сергей Иванов объяснил необходимость создания многонациональных сил существованием реальной угрозы со стороны террористов. Начало такой кооперации уже положено. По словам российского министра, он уже договорился со своим коллегой из Казахстана, что эти учения не последние и дальше они будут проводиться совместно с армией и погранвойсками Казахстана. Интерес к учениям (и этим и будущим) проявляет и Азербайджан.
Сергей Иванов считает, что мир на Каспии может быть обеспечен только тогда, когда у России будут современные вооруженные силы, способные противостоять существующим вызовам и угрозам в регионе. То есть, другими словами говоря, боеготовность России на Каспии отвечает не только российским интересам, но и интересам безопасности всех прикаспийских государств. Это тем более важно, что Каспий примыкает к тем регионам, где террористическая угроза наиболее ощутима. "В Афганистане, - сказал российский министр обороны, - база терроризма существенно ослаблена, но вовсе не уничтожена. А в Грузии к этому вообще еще не приступали, хотя необходимость принятия там таких мер очевидна".
А что касается самих каспийских учений, то программа завершающей их части весьма разнообразна. В нее входят боевые стрельбы кораблей бригады охраны водного района, а также отработка действий по поиску на островах северного Каспия баз террористов, наркобаронов и браконьеров, а также их складов оружия и боеприпасов.
Кстати, о браконьерах. Каспийские моряки весьма серьезно отрабатывают меры по защите биоресурсов. Как заявил председатель Госкомрыболовства России Евгений Наздратенко, флот должен помочь рыбоохране очистить море от браконьеров, которые в последние годы нанесли огромный урон осетровым. Вылов с 20 000 тонн осетровых в советские времена сократился до 400 тонн. Инспекторы рыбоохраны конфискуют до полумиллиона километров браконьерских сетей в год.
Иностранцы, в частности иранские и азербайджанские дипломаты, не раз подтверждали, что каспийские учения не представляют угрозы ни для одного из сопредельных государств, а, напротив, направлены на отработку навыков борьбы с террористами. Об особой позиции заявил только Ашхабад. Туркменский МИД выступил с заявлением о том, что Туркмения, как нейтральное государство, не участвует и не намерена участвовать в каких-либо военных учениях на Каспии ни как участник маневров, ни как наблюдатель.
Ну что ж, Туркмения - суверенное государство и вправе поступать так, как находит нужным. Но если подумать, то в данной ситуации получается так, что Ашхабад перекладывает заботу и расходы по обеспечению безопасности на Каспии (в которой она сама нуждается) на плечи своих соседей.
Обозреватель «Голоса России» Олег Николаев
ВТОРНИК, 13.08.2002, 10:40