ПРАВИТЕЛЬСТВУ ТУРЦИИ ПРИДЕТСЯ ВНОСИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ В ЕЕ ДВОЙСТВЕННУЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ, СЧИТАЮТ АМЕРИКАНСКИЕ АНАЛИТИКИ
БАКУ.21.08.2020.MEDIA-PRESS: Возможности Турции по долгосрочным закупкам азербайджанского газа с месторождения "Шах - Дениз" оказались под сомнением. Об этом говорится в последнем докладе вашингтонского Центра стратегически и международных исследований (CSIS).
Как отмечают аналитики CSIS, до недавних пор энергетическая политика Турции не вызывала особых сомнений: Анкара намеревается стать важным элементом Евразийского Энергетического Коридора (EEC), создание которого поддерживается США. Вот почему Турция уделяла большое внимание проекту Основного экспортного трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан и экспорту азербайджанского газа по маршруту Баку - Тбилиси - Эрзерум, как составным частям ЕЕС. Но беспрецедентный спад турецкой экономики привел к падению спроса на энергоносители и, как следствие, вызвал сомнение в способности Турции закупать газ с месторождения "Шах - Дениз". К тому же, поддержка Вашингтоном проекта ЕЕС вовсе не подразумевает оказания финансовой помощи.
Что касается нефтепровода Баку-Тбилиси -Джейхан, то, несмотря на трудности, которыми сопровождался этот проект, он, тем не менее, будет реализован. Но этой уверенности нет в отношении газопровода Баку - Тбилиси - Эрзерум. Если Турция окажется неспособна выполнить соглашение о закупках газа с "Шах - Дениза", поскольку ее газовый рынок переполнен, а проект реэкспорта в Европу законтрактованных объемов газа не воплотится в жизнь, то под угрозой окажется сама идея создания Евразийского Энергетического Коридора (EEC).
Как считают американские аналитики, многими своими энергетическим проблемам Турция обязана коалиции партий Верного пути и "Ана Вэтэн", возникшей в 1996 году, представители которой занимали в течение 6 последующих лет руководящие позиции в министерстве энергетики. Именно в эти годы возникла фактическая зависимость Турции от поставок газа из России, предусматривающая реализацию спорного тогда проекта "Голубой поток", хотя официальная Анкара продолжала оставаться стратегическим партнером США, Азербайджана и Грузии в реализации EEC. Любопытно, что президент Туркменистана Сапармурат Ниязов незадолго до отставки министра энергетики Турции Джумхура Эрсумера, вызванной эхом расследования коррупции в сфере энергетики, обвинил последнего в том, что именно он виноват в крахе Транскаспийского проекта экспорта туркменского газа через Азербайджан и Грузию в Турцию.
Собственно, энергетической политике Анкары свойственна фундаментальная двойственность, подчеркивают эксперты CSIS. Поддерживая маршруты экспорта каспийской нефти в обход России и Ирана, Турция в то же время заключила крупные контракты на закупку российского и иранского газа.
В последнее время хронической болезнью Турции является постоянное превышение законтрактованных объемов закупаемого газа над потребностью в нем. Судя по сообщению газеты "Radikal", в январе этого года Турция могла оплатить только 80 процентов импортируемого газа. Эта цифра снизилась до 50 процентов в феврале, и до 40 процентов - в марте. Кроме того, как утверждали анкарские газеты, компании BOTAS придется выплатить около 1 млрд. долларов штрафных санкций за отказ от части поставок. Вот почему Анкара не раз пыталась изменить условия соглашений с Россией и Ираном. Правда, представители BOTAS всячески опровергали эту информацию (об этом не раз писало Media-Press).
Между тем, Вашингтон настойчиво лоббирует газопроводный проект Баку - Тбилиси - Эрзерум. Как сообщало Media-Press, старший советник Госдепартамента по вопросам энергетической стратегии в Каспийском регионе Стивен Манн заявил в начале июля, что США по-прежнему придают важное значение реализации проекта экспорта газа с "Шах-Дениза", А разговоры о том, что Турция, столкнувшаяся с проблемой избытка импортного газа, будет "тормозить" строительство трубопровода Баку - Тбилиси - Эрзерум, не имеют под собой веских оснований, подчеркнул он. На его взгляд, Турция столкнется с повышением спроса на газ, как только будет расширена ее газовая сеть и, что особенно важно, начнется долгожданный экономический рост. Правда, он сделал важную оговорку, заявив, что Анкаре необходимо пересмотреть некоторые свои соглашения с поставщиками "голубого топлива". "Понятно, что я не могу рекомендовать Турции, какие именно поставки нужно урезать, но главное, что она должна сделать - это защитить проект "Шах-Дениз", - однозначно заявил американский дипломат. Для такого вывода, считает он, есть, по крайней мере, два обстоятельства: азербайджанские поставки обойдутся дешевле, чем любые другие, и они отвечают интересам Турции по поддержанию стабильности на Кавказе.
Именно поддержкой Вашингтона, по-видимому, объясняется тот факт, что Турция предпочла туркменскому газу азербайджанский, считают аналитики CSIS. К тому же, Турция намерена прибегнуть к эффективному выходу из сложившейся трудной ситуации - реэкспортировать импортируемый газ. Как заявлял в марте этого года министр энергетики Зеки Чакан, Турция будет выступать не только в качестве потребителя, но и транзитной страны для закупаемого газа, поставляя его не только в Грецию, но и в другие страны Европы. Однако перспективы реализации этих планов, активно поддерживаемых как со стороны США, так и Европейским союзом, не столь радужны, как это видится Анкаре. Та же Россия, которая поставляет крупные объемы газа на рынки Европы и в саму Турцию, вряд ли будет равнодушно взирать на то, как конкурирующий газ из Турции будет поступать на рынки, где ей принадлежит немалая доля сбыта. Это будет довольно странная картина: российский газ через территорию Болгарии поступает в Турцию, а турецкий газ - возвращается в Европу маршрутом через Грецию, замечают авторы доклада. К тому же, считают они, реализация этих планов возможно только при устойчивых партнерских отношениях Турции и Греции, что маловероятно, учитывая проблему Кипра. Сегодня Анкаре необходимо избавиться от фундаментальной двойственности своей энергетической политики, которая создает для нее большие проблемы. Поддерживая сейчас экспорт иранского газа через территорию Турции, Анкара фактически выступает против Вашингтона, причисляющего Иран к "оси зла". А когда речь шла об экспорте каспийской нефти в обход Ирана и России, Турция действовала в унисон с США. Все усилия по созданию Евразийского Энергетического Коридора (EEC), который изначально нацеливался на прокладку экспортных энергетических маршрутов в обход России и Ирана, могут быть перечеркнуты противоречивой энергетической политикой Турции. Вот почему, резюмируют аналитики CSIS, новому правительству Турции предстоит решать трудную задачу по гармонизации своей энергетической концепции.
Copyright©by Media holding,2002