нужен Геракл
А. БИБИЧКОВ, профессор Института последипломного образования работников водного транспорта Украины В отличие от Древней Греции нам, очевидно, не дождаться прихода нового Геракла для очищения ?авгиевых конюшен?, с которыми скоро можно будет сравнивать акватории некоторых морских портов на юге ? в Черном, Азовском, Каспийском морях.
Великий дагестанский поэт оказался прав. Вопрос снижения уровня Каспийского моря, волновавший всех в 60?70 годах прошлого столетия, снят временем и обстоятельствами. Изменение географической карты прикаспийских государств, их экономических и политических интересов привело к возникновению других проблем уникального во многих отношениях региона Каспийского моря.
Бурная экономическая деятельность, наличие больших разведанных и неразведанных энергетических запасов и других полезных ископаемых, неиссякаемые, как многим кажется, рыбные ресурсы, желание новых независимых государств действовать в использовании ресурсов энергично и самостоятельно, не всегда сообразуясь с интересами соседей, обострили, в первую очередь, проблему сохранения экологического благополучия Каспия.
Перед нами печальные примеры: судьба Аральского моря, обмелевшего, обезлюдевшего и запущенного; загрязнение Балтийского моря, особенно его дна; многочисленные проблемы Байкала и Черного моря, залива Петра Великого в Японском море и т. д.
Пусть простит читатель за пространное вступление, но для людей, чьи работа и жизнь связаны с морем, не секрет, что хозяйственная деятельность, в частности, в так называемом транспортном коридоре Север ? Юг, проходящем через Каспийское море, привела к увеличению количества потенциальных источников загрязнения в портах, на шельфе, в открытом море; к увеличению случаев разливов нефти, сбросов сточных вод и различных отходов; к почти полному отсутствию в портах и в море технической и организационной готовности для реагирования на чрезвычайные ситуации (разливы нефти, помощь людям, терпящим бедствие) и повседневного поддержания чистоты акваторий; к большой нехватке, а зачастую и отсутствию в портах Каспия средств для оперативного рейдового обслуживания судов, в том числе лоцманами, бункером, водой, провизией и т. д.
Все это имеет место, несмотря на действие обязательных для исполнения международных конвенций и кодексов, особенно для стран, вошедших в Международную морскую организацию.
Современные гидрометеорологические, космические, экологические, в том числе с использованием космоса, научные исследования показывают неуклонный рост уровня химической загрязненности Черного, Азовского и Каспийского морей. Так, уровень загрязненности Каспийского моря нефтяными углеводородами втрое превышает ПДК ? предельно допустимую их концентрацию (данные Государственного океанографического института Росгидромета и Северо-Кавказского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды).
Особое внимание хотелось бы обратить на почти полное отсутствие или техническую неполноценность средств по приему и очистке судовых отходов и отходов с нефтебуровых платформ, по поддержанию чистоты акваторий и ликвидации разливов нефти, особенно на восточном и южном побережье Каспия со стороны Казахстана, Туркменистана и Ирана.
В связи с этой ситуацией украинским частным предприятием ?АБиК? совместно с Институтом последипломного образования работников водного транспорта Украины и в содружестве с рядом иностранных компаний были исследованы экологические проблемы Каспийского бассейна и разработана идея внедрения многофункциональных плавучих природоохранных комплексов (МФППК) для выполнения ими многочисленных технологических функций.
Многофункциональный плавучий природоохранный комплекс состоит из двух морских (типа ?река ? море?) судов. Это природоохранное судно проекта 001К8Т02 класса 3 СП водоизмещением 1800 тонн и универсальный нефтемусоросборщик проекта 40310А класса КМ III прибрежного плавания водоизмещением 129 тонн.
Среди основных функций МФППК ? снабжение судов горючими и смазочными материалами в море и в портах; приготовление топлива разных характеристик; сбор с судов и буровых установок различных эксплуатационных и бытовых отходов и нефтеводяных смесей; мойка и дегазация грузовых и топливных танков морских судов, а также небольших судовых емкостей.
Комплекс будет обеспечивать утилизацию нефтяных остатков льяльных и промывочных вод, транспортировку нефтепродуктов морем и по речным судоходным путям, будет заниматься ликвидацией разливов нефти, тушением пожаров в портах и на рейде, поддерживать чистоту акваторий, закрепленных за хозяйственными объектами.
Комплекс также будет вести сбор с судов льяльных и сточных вод, обеспечивать зачистные и легководолазные работы, выполнять снабженческие и другие функции.
Проект МФППК успешно прошел в феврале текущего года профессиональную научно-методологическую и экологическую экспертизу на расширенном ученом совете Института последипломного образования работников водного транспорта Украины (Одесса) с участием ведущих ученых-экологов и ведущих специалистов из России, Украины, Ирана, которые подтвердили потребность для Каспия 11 подобных МФППК, в том числе для Туркменистана, Казахстана, Азербайджана, Ирана и России.
На производственном предприятии ?Астраханская судостроительная верфь? начато строительство серии МФППК. Первый комплекс планируется сдать к концу текущего года.
Отличительная особенность обоих судов ? то, что за счет широкого диапазона функций и совместного использования их работа рентабельна, а их строительство окупается через 3 года. Общая стоимость комплекса составляет 3,7 млн долларов США.
24 мая 2002 года в Астрахани состоялся 2-й Международный нефтегазовый саммит ?XXI век ? от политики к бизнесу? с участием представителей политических, экономических и научных кругов прикаспийских государств. Представленный на саммите проект внедрения многофункциональных природоохранных комплексов вызвал живой интерес участников форума.
Было бы правильно руководителям министерств, администраций портов, нефтегазовых предприятий, организаций, ответственным за обеспечение экологической безопасности регионов, объединить усилия в борьбе за сохранение чистоты прежде всего внутренних морей, создать для этого, в частности, международный координационный центр, наделенный соответствующими полномочиями.
В заключение хотелось бы вернуться к последним двум строкам стихотворения, с которого начата статья, и надеяться, что здесь поэт, может быть, ошибался..