ИРАНА БОРЕТСЯ С ПРАВЫМИ С ПОМОЩЬЮ НОВЫХ ЗАКОНОВ
Сделав решительный шаг, вызвавший отклик во всей Центральной Азии, президент Ирана Мохаммад Хатами 24 сентября внес на рассмотрение парламента законопроекты, направленные на ограничение политической власти иранского духовенства. Согласно первому из них, полномочия президента расширяются за счет лишения духовенства права вето. Второй законопроект предлагает упростить процедуру выборов, сделав их более прямыми.
30 августа на пресс-конференции Хатами обещал применить новый подход в своей борьбе с духовенством и поддерживающим его правым крылом в парламенте. «Сегодня я объявляю, что президент должен иметь возможность исполнять свои обязанности в рамках конституции», - сказал он. По словам реформистов, позиция парламента мешает Хатами в его усилиях по развитию демократии. Сам президент заявил, что принял решение внести законопроекты после того, как его предупреждения были неоднократно проигнорированы консерваторами.
На своей пресс-конференции Хатами выступил, прежде всего, против Совета Стражей исламской революции, группы наблюдателей из 12 человек, назначаемых Верховным Руководителем страны, или Аятоллой. «Совет Стражей не должен отвергать законопроекты по той причине, что они логичны и не направлены против конституции или исламского закона», - сказал он. - Если только Совет не собирается нарушать конституцию». Хатами сказал, что неоднократно указывал Совету на нарушения, но «к сожалению, безуспешно». «Мои предупреждения игнорировались, и мне мешали исполнять обязанности президента, ясно сформулированные в конституции».
Наблюдатели отмечают, что за все время своего президентства, продленного на второй срок, Хатами впервые столь открыто и решительно выступил против своих оппонентов. По словам члена парламента Элахе Кулаи, поддерживающего законопроекты, Хатами основывается на статье 113 конституции, в которой говорится, что «президент обязан обеспечивать выполнение конституции и предупреждать ее нарушения», и это один из немногих инструментов, имеющихся в распоряжении президента-реформиста. По мнению Кулаи, поскольку нет ни одного упоминания, которое бы указывало, каким образом президент может предупредить возможные нарушения, обструкционисты постоянно противодействуют демократическим преобразованиям. Представители Совета Стражей открыто заявляют, что ни один кандидат из лагеря реформистов не будет участвовать в парламентских выборах 2004 г. Совет Стражей воспользовался также правом вето в отношении множества законов, в которых предлагалось расширить полномочия светской власти.
Многие эксперты по вопросам права и конституции считают одним из главных недостатков иранской конституции принцип дуальной структуры власти, наделяющий политической властью как демократически избираемого президента, так и назначаемый духовенством Совет Стражей. В конституции записано, что она основана на послушании Божьей воле, предполагающем, что святые люди должны обладать соответствующей властью. Если требование президента, направленное на расширение его полномочий, будет выполнено, или если Совет Стражей заблокирует принятие законопроекта, это приведет к выходу из патовой ситуации, в которую зашла борьба между реформистами и традиционалистами. Если будет принят первый законопроект, президент получит возможность смещать глав парламента и верховного суда. Если он не будет принят, то, судя по сделанным ранее высказываниям, Хатами прибегнет к другим мерам, вплоть до своей отставки. Лидеры реформистских фракций парламента называют в качестве других возможных методов референдум и массовые отставки в правительстве.
Несмотря на сильные доводы в пользу законопроектов, высказанные вице-президентом Мохаммедом Али Абтани сразу же после их внесения в парламент, некоторые консервативные органы печати еще до 24 сентября выступили с их осуждением. Правая газета «Кайхан» назвала «новый подход» президента «опасным прецедентом». Удивительно, но некоторые авторы усмотрели в них американское влияние, предположив, что в написании законопроектов принимало участие Центральное разведывательное управление США. В январе президент США Джордж У. Буш причислил Иран к «оси зла», а его администрация заявила, что не будет поддерживать Хатами в его борьбе с правыми.
Большинство реформистских партий выступило в поддержку законопроектов, с особенным энтузиазмом он был воспринят Исламским иранским фронтом участия. Лидером этой партии, занимающей лидирующие позиции на реформистском фланге, является младший брат президента Мохаммед Реза Хатами. После заключения в тюрьму ряда своих коллег и закрытия печатных органов реформистская партия пообещала в ближайшее время покончить с консерваторами. Выступая 24 сентября перед средствами массовой информации, младший Хатами вновь предупредил, что реформисты «покинут органы власти», если консерваторы заблокируют предложенные президентом законопроекты. Исламский иранский фронт участия не смог выполнить своих предвыборных обещаний, которые были отклонены объединенным блоком консерваторов, что негативно сказалось на популярности реформистов. Партия надеется, что новые решительные инициативы президента оживят интерес к ее программе.
И хотя законопроекты, вероятно, получат одобрение в парламенте, трудно сказать, какова будет их дальнейшая судьба. Некоторые прагматично настроенные члены правых фракций не выступают против законопроектов, выжидая, пока окончится президентский срок Хатами или пока не выплеснется недовольство населения, раздраженного перебранками в парламенте. Пройдут месяцы, пока Совет Стражей будет рассматривать, а затем отвергнет и вернет законопроекты в парламент для доработки. Совет целесообразности и Верховный Руководитель, связанные с правыми, по конституции имеют право вмешаться и тем самым еще более замедлить процедуру. Многие лидеры консерваторов предпочитают придерживаться этой линии поведения, надеясь на поражение Хатами, но не желая рисковать своим положением.
По этому сценарию Хатами должен пойти на конфронтацию с консерваторами, однако наблюдатели сомневаются, достаточно ли твердой окажется его политическая воля, чтобы бросить вызов духовенству. События, происходящие за пределами Ирана, также влияют на отношение населения к реформам. Если Соединенные Штаты или ООН начнут военные действия против Ирака, или если продолжится эскалация напряженности в отношениях между Тегераном и Вашингтоном, консерваторы перехватят все те политические дивиденды, которые были получены реформистами благодаря смелым шагам Хатами.