закалялась диктатура В России начали понимать всю опасность нашей ситуации ---------------------------------------------------------------------------- ----
Первая Международная конференции "Политические репрессии и преследования независимых СМИ в Казахстане", состоявшаяся в Москве на прошлой неделе, длилась всего один день. Что не помешало ее участникам - представителям демократических партий, правозащитникам и депутатам обеих стран - прийти к единому мнению по поводу существующей ситуации в стране и даже выработать определенные решения.
Официально конференция началась в 12 часов, но перед ее началом собравшимся были продемонстрированы два видеофильма. Один из них представлял собой "нарезку" из видеоматериалов, иллюстрирующих текст одного из документов, распространенных среди участников конференции - "Хроника репрессий". Собравшиеся увидели кадры, которые свидетельствовали о том, что написанное на бумаге - реальность без прикрас и домыслов.
Второй фильм, который присутствующие смогли увидеть после приветственного слова руководителя оргкомитета конференции ЛЬВА ПОНОМАРЕВА (общероссийское общественное движение "За права человека"), назывался "Казахстан. Сезон репрессий". За восемь с половиной минут перед зрителями прошли документальные кадры официальной хроники, перемежаемые авторскими видеоматериалами. Основная мысль - происходящее сегодня, очень похоже на известные события 30-х годов, и это должно насторожить общественность не только Казахстана...
С места - в карцер
Лев ПОНОМАРЕВ, российский правозащитник, в своем приветственном слове сказал, что основной причиной проведения конференции стало растущее беспокойство российской демократической общественности по поводу политической ситуации и прав человека в Казахстане. Он выразил мнение организаторов конференции, что Россия не имеет права спокойно наблюдать за тем, как в Казахстане крепнет диктатура - речь идет о ситуации в стране, являющейся исторически самым близким соседом России.
Людмила АЛЕКСЕЕВА, руководитель Российского отделения Международной Хельсинкской Федерации, участник правозащитных движений с 60-х годов, в своем выступлении отметила, что в Казахстане сегодня наблюдается повторение ситуации, имевшей место в 60-х годах в СССР: безнаказанные избиения людей, лицемерное словоблудие руководителей страны, отсутствие равенства слова и дела: "Отличие нынешней ситуации в том, что в 60-х мы не надеялись, что все это можно изменить, не было таких примеров. Теперь вы знаете, что изменения возможны, у вас есть надежда...".
Присутствующий на конференции адвокат Михаил БОТВИНКИН рассказал участникам конференции о политической заказанности процесса над Галымжаном ЖАКИЯНОВЫМ. Оперируя фактами и документами судебного процесса, он обратил внимание участников конференции на то, как политическая система Казахстана игнорирует нормы собственных законов, если те не позволяют достичь заказанного свыше результата. Он заявил, что, как адвокат, он дистанцирован от политики и рассматривает произошедшее с его клиентом как незаконное осуждение гражданина и попрание его гражданских прав: "...Сразу после незаконного осуждения человека, совсем недавно находящегося по вине следователя между жизнью и смертью, так же незаконно и безосновательно, поместили в карцер - в бетонный ящик размером 1х2 метра - о чем еще нужно говорить..."
Валентин ГЕФТЕР, представляющий общественное движение "Мемориал", рассказал о том, что он видел и слышал в Астане на процессе Мухтара АБЛЯЗОВА: "...Процессуальных нарушений было очень много, но главное - отказ в допуске не казахстанских адвокатов к защите Аблязова. Это грубое попрание основных международных правовых норм, и на это следует обратить особое внимание. Мухтар Аблязов, которого я видел в зале суда, был совершенно не похож на проштрафившегося чиновника: умница, интеллектуал и патриот. Его позиция в конфликте с Чубайсом - это отстаивание интересов своей страны, и очень странно, что руководство страны этого не заметило...". Г-н Гефтер также сообщил присутствующим, что приглашенный и давший согласие на участие в конференции адвокат Аблязова Гулам МАЗАНОВ не смог приехать. По информации российского правозащитника, в колонии, где находится его подзащитный, резко обострилась ситуация: каждую ночь оперативники проводят повальные обыски. Несколько десятков обитателей барака, в котором находится лидер ДВК, вынуждены часами стоять и ждать завершения обыска. Налицо попытка власти организовать конфликт между Аблязовым и другими заключенными, так как всем объясняют, что именно он - причина происходящего.
Без мыслей и комментариев?
Розлана ТАУКИНА, председатель Ассоциации независимых СМИ РК, рассказала собравшимся о многочисленных фактах преследований журналистов, а редактор газеты "Эпоха" Сейдахмет КУТТЫКАДАМ рассказал о многочисленных фактах политических преследований инакомыслящих в Казахстане. Согласно имеющейся статистике, за 8 месяцев 2002 года погибли 4 журналиста, было совершено 23 нападения, зафиксированы 13 случаев угроз, 77 фактов препятствования деятельности журналистов, 18 СМИ закрыты, судами рассмотрено 26 гражданских и 23 уголовных дела, ответчиками по которым были журналисты и СМИ.
Было сказано о том, что в настоящее время реальная угроза уголовного преследования нависла над Толеном Тохтасыновым и Булатом Абиловым. Выступающий обратил внимание на то, что Россия не уделяет должного внимания ситуации в ЦА, а "...ведь Казахстан - мягкое подбрюшье России...". Гульжан ЕРГАЛИЕВА, независимый журналист, продолжая тему предыдущего выступающего, укорила российских журналистов в том, что в российских СМИ очень мало внимания уделяется ситуации в Казахстане: "...Сегодня в России говорят о том, что Россия "прозевала" Грузию, Белоруссию и Украину, не уделяя ситуациям в этих странах должного общественного внимания. Не "прозевайте" Казахстан!.."
Выступившая перед участниками конференции ИРИНА ПЕТРУШОВА, шеф-редактор казахстанской газеты "Республика", рассказала о том, что происходит с газетой и с ее производными в демократическом Казахстане. Она рассказала, как судебные исполнители пытались незаконно проникнуть в офис редакции, чтобы сорвать работу по созданию очередного номера. Она также заявила собравшимся, что президент Назарбаев своим последним выступлением практически объявил запрет на профессию журналиста, заявив, что предназначение прессы - лишь передавать народу то, что власть хочет ему передать, без "своих мыслей и комментариев...", что противоречит самому определению журналистики.
К российским журналистам обратился и представитель казахстанской оппозиции БАЛТАШ ТУРСУМБАЕВ, который отметил важность происходящего в Казахстане для России: "У нас читают много российской прессы и проявление интереса к положению в нашей стране расширит информационное поле Казахстана". Он также обратился к присутствующим на конференции сотрудникам посольства Казахстана с просьбой донести до своего руководства информацию о происходящем.
Технология "зубатовщины"
ЮРИЙ ВИНЬКОВ, представитель Рабочего Движения в России, в своем выступлении привел множество фактов так называемой технологии "зубатовщины", то есть целенаправленные провокационные действия властей по созданию псевдооппозиционных структур, в том числе СМИ. Он обратил внимание собравшихся на то, что в зале находятся сразу двое представителей телеканала "Хабар", но без камер. По мнению г-на Винькова, они сейчас собирают информацию не только и не столько для "Хабара". "Отцом-основателем" "зубатовщины" в Казахстане докладчик назвал министра внутренних дел, особо "отметив" "заслуги" на этом поприще г-на БЕКТАСОВА, некогда возглавлявшего Рабочее Движение.
Докладчик обратил внимание на особенности казахстанских тюрем, отметив, что лидеры ДВК, находясь там, не застрахованы ни от чего, их жизни угрожает реальная опасность. В качестве примера абсолютной безнаказанности силовых структур, выполняющих волю президента, он зачитал расшифровку фрагмента аудиозаписи одного из судебных процессов над оппозиционерами в Уральске, где в качестве свидетеля привлекался офицер КНБ РК УРАЗГУЛОВ. Из текста явствует, что офицер КНБ на судебном процессе находился в невменяемом состоянии - дважды. В первый раз он подтвердил, что пьян, во второй - что пришел на заседание суда, предварительно приняв наркотики. Ни к какой ответственности г-н Уразгулов привлечен не был...
По мнению докладчика, появление в штате посольства Казахстана в России ЛЬВА ТАРАКОВА, личного писателя президента, свидетельствует о начинающейся кампании "налаживания отношений" с российскими СМИ со стороны посольства. Видимо, даже тот минимум правдивой информации о
Казахстане, что имеет место в СМИ России, избыточен для режима Казахстана.
ЛЕВ ПОНОМАРЕВ зачитал поступившее от партии "ЯБЛОКО" обращение к делегатам конференции, в котором говорилось о понимании ситуации в Казахстане и солидарности с казахстанской оппозицией: "...Мы не можем равнодушно смотреть на жестокие репрессии в отношении оппозиции, на преследования независимых СМИ, соглашаться с политическими приговорами в отношении лидеров оппозиции...это представляет явную угрозу безопасности России...".
Империя защиты свободы
Валентин МАКАЛКИН, депутат парламента РК, свое выступление посвятил тому, что отверг преимущества частной собственности, назвав "мифом" утверждение о том, что частная собственность способствует более интенсивному развитию экономики государства. Происходящее в Казахстане он назвал "борьбой за передел собственности", указав на то, что сейчас, в результате этой борьбы, пострадали те, кто "нажил свой капитал на первой волне приватизации, а теперь стал на путь демократии, чтобы защитить свою собственность...". Обращаясь к сидящей рядом за круглым столом Ирине Хакамада, он подверг критике правые силы России за "нехорошую реакцию на референдум" (правые силы выступили инициатором моратория на проведение референдумов в России в предвыборный период), отметив, что референдум является проявлением воли народа.
Ирина ХАКАМАДА очень быстро и достаточно жестко отреагировала на реплику своего коллеги, отметив, что референдум - излюбленный инструмент диктаторов, а Казахстан в результате референдума получил то, что сейчас является темой конференции: президента Назарбаева и его авторитарный, не терпящий инакомыслия режим власти. По мнению вице-спикера Государственной Думы России, референдум ни в коем случае не должен заменять честных выборов, являющихся единственно верным и точным механизмом создания органов управления страной.
"Референдум в авторитарной стране опасен тем, что вам "закроют рот от имени народа". Мы посмотрели на Казахстан, и решили, что такую глупость у себя повторять не будем", - сказала Ирина Хакамада, отметив при этом, что "временный мораторий на проведение референдумов не есть запрет на их проведение". Далее в своем выступлении г-жа Хакамада отметила, что права и свободы должны принадлежать обществу, а не распределяться между избранными властью.
"Демократические партии в России очень мало заботились налаживанием отношений с оппозицией в других странах СНГ...Имперский характер отношений может быть проявлен только в качестве построения империи защиты свободы...Мы должны протянуть друг другу руки и построить общую политплощадку, даже создать некий совместный орган...СПС уже сейчас ведет переговоры с оппозицией в Беларуси, с ненационалистической частью оппозиции Украины, и мы готовы к контактам с оппозицией Казахстана. Мне поручено заявить здесь о поддержке проекта резолюции конференции. Все, что происходит в Казахстане - опасно для России...", - сказала в своем докладе Ирина Хакамада. Она также специально отметила, что СПС не собирается вмешиваться во внутренние дела суверенного Казахстана, "наша поддержка - не вмешательство, а защита международных норм в области прав человека".
Наперегонки с Туркменбаши
БОРИС КУЗНЕЦОВ, представляющий адвокатскую контору "Кузнецов и К", рассказал о деле "Казахгейт", слушания которого начались в Нью-Йорке. Он также сообщил о том, что в России вовсю действуют сотрудники КНБ РК. В частности, они беспрепятственно ведут розыск СЕРГЕЯ ГОРБЕНКО, преследуемого по делу Жакиянова. "Неделю назад я отправил соответствующее письмо руководителю ФСБ России г-ну ПАТРУШЕВУ", - сказал Борис Кузнецов
ААРОН РОУДС, исполнительный директор Международной Хельсинкской Федерации по правам человека, в своем выступлении отметил, что находиться за одним столом с представителями оппозиционных сил Казахстана - большая честь для него. "Я очень солидарно отношусь к защите демократии, где бы это ни происходило".
Г-н Роудс отметил, что Казахстан допускает нарушения практически всех прав человека - в той или иной степени. Нарушаются право на свободу слова, право граждан на мирные собрания, многочисленные нарушения имеются в судебной системе, нарушаются права заключенных и правила их содержания, нарушается свобода религии, свобода передвижения, право на убежище, права женщин.
"Это достаточно длинный список, чтобы понять - ситуация в Казахстане ухудшается в большей степени, чем в любой стране региона... Конечно же, нужно различать оппозицию и СМИ, правозащитные организации и оппозиция - не одно и то же. Но, вместе с тем, мы наблюдаем ситуацию, когда страна развивается "вниз", и в этих условиях людям, оценивающих высоко свою ответственность, становится недостаточно просто фиксировать происходящее и говорить об этом. Мы много раз наблюдали, как сотрудники правозащитных организаций начинали делать политику, справедливо полагая, что только политические изменения способны изменить ситуацию. Это сложная дилемма - сохранение объективности и активной гражданской позиции одновременно в таких условиях, как в Казахстане, и мы ждем от Вас рекомендаций и предложений относительно того, как можно помочь в такой ситуации. Плохо, что проблемы вашей страны не получают поддержки в правительстве и являются лишь заботой правозащитных организаций".
Выступивший далее российский правозащитник Лев ПОНОМАРЕВ отметил, что до середины 90-х годов ситуация с правами человека в Казахстане и Киргизии была гораздо лучше, чем в Туркменистане и Таджикистане. Однако сегодня Казахстан и Киргизия обогнали эти страны в своем движении вниз. Сейчас баланс сил иллюстрирует ситуация, когда власть не может окончательно раздавить оппозицию, а оппозиция ведет с властью информационную войну.
Выступивший последним Болатхан ТАЙЖАН, бывший посол Казахстана в странах арабского мира, заявил, что подобные встречи должны проводиться не для констатации фактов, а для поиска путей выхода из сложившейся ситуации. "Сегодня здесь присутствует 5-6 правозащитных организаций России, а нужно гораздо больше. Вы должны знать о нас намного больше, чем сейчас, только так мы сможем объединить наши усилия на пользу общего дела, ведь Россию и Казахстан связывают не только тысячи километров общей границы, но и вековая история дружбы наших народов".
Вместо эпилога
Закончилась конференция принятием проекта резолюции, в котором содержалось, в частности, поручение создать на базе оргкомитета постоянно действующий международный орган, с четко очерченными функциями, ответственностью и задачами. На конференции присутствовали представители телевидения России, были замечены камеры "Ren TV" и "НТВ- International", а также печатные СМИ. Ход конференции в реальном времени транслировался в "Интернете".
---------------------------------------------------------------------------- ----
Выступивший на конференции ЕВГЕНИЙ ЖОВТИС классифицировал действующий в Казахстане режим власти, как "советский", если иметь в виду его психологию: "элита, находящаяся у власти". Докладчик пояснил, что в Казахстане произошла "приватизация власти" - госаппарат "приватизировал" механизм управления страной.
- По психологии, по существу, по приоритету государства, которое понимается как элита, находящаяся у власти, и режим и госинституты, которые были за это время созданы, продолжают быть советскими. Вот что находится в центре этого режима, и вот что режим защищает. Мы удивляемся, почему так себя ведут правоохранительные органы - ничего удивительного, они защищают элиту, ее собственность и интересы. Что делают суды? Они обслуживают эти же интересы. И все это находится в рамках единого механизма".
Казахстанскому обществу ясно, что элита, президентский режим не монолитен. В нем начинают проявляться противоречия даже внутри самой семьи, не говоря уже об окружении как таковом. Переход премьер-министра Кажегельдина в оппозицию - первый признак, и появление Демвыбора - второй. Это несколько меняет ситуацию, сейчас президент Назарбаев должен входить либо в какой-то диалог и пытаться искать политические решения возникающих противоречий, либо продолжать давить и этим все больше радикализировать общество.
И это происходит. Приведу такой пример, когда процессы шли над Мухтаром и Галымжаном, и когда они уже были отправлены в места отбывания наказания, началось жесткое давление на весь, связанный с ними бизнес, на всех, связанных с ними людей. Причем эти люди не политики, они занимались бизнесом, а сейчас их выталкивают в агрессивную радикальную оппозицию. Когда у вас отбирают бизнес, отбирают работу, когда вам не оставляют пространства, где вы можете существовать, вы вынуждены сопротивляться. И это усиливает и усиливает сопротивление.
Но я хотел бы завершить это достаточно эклектичное рассуждение двумя вещами. Первое: всем, кто находится в Казахстане (многие, кстати, начинают страну покидать) необходима защита. Потому что сейчас, я думаю, никто не гарантирован ни от чего. Как сказал президент на одном из совещаний, "я могу любого из вас отвести в тюрьму". Он и отвел. Двоих. Причем вне зависимости от того, на каких основаниях. Такими средствами действительно любого можно отвести в тюрьму безо всяких проблем.
И второе - это общий процесс. Мне представляется, что российские средства массовой информации, что российская общественность недостаточно знают о ситуации в Казахстане и недостаточно на нее влияют. Меня в меньшей степени здесь интересует позиция администрации президента Путина, поскольку здесь свои интересы и свои направления, векторы, политика. Меня больше интересует российская демократическая общественность, все силы в России, которые придерживаются демократической ориентации, или четко ее выражают.