Превосходительству Генеральному секретарю ООН Г-ну Кофи Аннану
Уважаемый г-н Генеральный секретарь,
Визит Генерального секретаря ООН в любую из объединенных наций - это большое международное политическое событие. С ООН народы связывают свои надежды на лучшее будущее, на мир и справедливость, на избавление от нищеты и политического гнета, расовой, этнической, культурной и религиозной нетерпимости, надежды на возрождение и устойчивое развитие.
Есть и иные мотивации визитов Генерального секретаря, связанные со стремлением продемонстрировать поддержку каким то правительствам или выразить недовольство поведением режимов, нарушающих устав и принципы Организации. Именно это обстоятельство побудило нас, граждан Туркменистана, обратиться с настоящим посланием в канун Вашего визита.
Не сомневайтесь, г-н Генеральный секретарь, что в Туркменистане люди были бы искренне рады приветствовать Вас. Тем более, что это будет первый в истории визит руководителя ООН в Туркменистан. Будет несказанно рад Вашему приезду и пожизненный президент Туркменистана Сапармурат Туркменбаши Великий, создатель уникального по уровню мракобесия диктаторского режима. Он постарается, как обычно, канализировать Ваше внимание в сторону внешних красот, включая ковры, коней, прочие образцы творчества действительно талантливого народа, гибнущего под гнетом постбольшевистского феодала, сумевшего узурпировать власть и создать примитивное военно-полицейское государство. Страшная правда политических, экономических и социальных реалий современного Туркменистана хорошо известна всем, включая ООНовских постоянных представителей в Ашхабаде. Не сомневаясь в их искренности и неангажированности, хотели бы дополнить информацию о том, что представляет собой Туркменистан, возглавляемый С.Ниязовым. Вас не должны обмануть цифры фальсифицированной ниязовской статистики, блеск дворцов, построенных на трагедии обнищавшего народа и принадлежащие одному человеку, покрытые мрамором современные дома, в большинстве из которых никто не живет, сверкающие показные каскады фонтанов, которые лишают людей самого элементарного и необходимого - воды. Вы должны знать, что Туркменистан сегодня - это закрытое наглухо общество сталинского типа, агрессивное по отношению к своему народу тоталитарное государство, где царит абсолютный культ личности диктатора Ниязова. Его портреты и памятники повсюду - на улицах, в помещениях, на зданиях. Дети в детских садах и школах обязаны каждое утро читать клятвы в верности лично Ниязову. Современная история Туркменистана сведена к истории семьи диктатора. Именами Ниязова, его матери, отца называются города, районы, улицы, предприятия, а теперь уже и месяцы года. Бывший Первый секретарь коммунистической партии Туркменистана С. Ниязов теперь повелел называть себя «Великий Туркменбаши», что означает «Великий Глава всех туркмен», и требует, чтобы его почитали, как избранника Аллаха на земле.
При этом в Туркменистане тотально и самыми изощренными методами подавляются все политические права и свободы граждан. Аресты по малейшему подозрению в нелояльности к существующей власти, заточения в тюрьмы, ссылки без какого-либо открытого судебного разбирательства, пытки в застенках спецслужб и запугивания, конфискации у подозреваемых в нелояльности всего имущества и разрушение частных домов, массовые аресты родственников подозреваемых и запреты на работу - это и многое другое и есть реальность сегодняшнего Туркменистана.
В Туркменистане осуществляется жесткая и всеобъемлющая политическая цензура над обществом в целом и частной жизнью людей. Ни о каком политическом плюрализме, ни о какой свободе слова, вероисповедания здесь речи идти не может. Все граждане Туркменистана лишены в прав на получение информации. Зарубежные, прежде всего русскоязычные, газеты запрещены, все туркменские газеты контролируются властями и призваны лишь воспевать диктатора. Единственными источниками информации о том, что на самом деле происходит как в самом Туркменистане, так и в мире остались передачи туркменской редакции американской радиостанции «Свобода», которые правительство пытается глушить, и спутниковое телевидение, доступное, в основном, только жителям столицы. Единственный государственный провайдер Интернета контролируется Министерством национальной безопасности (бывший КГБ), и каждый пользователь, которых из-за финансовых препятствий очень немного, состоит на учете спецслужб. Попытка же выхода на любой незаблокированный сайт, где может быть размещена критическая информация о режиме, ведет к аресту.
Народ Туркменистана лишен также всяких экономических прав. Производимый национальный продукт полностью присваивается погрязшим в разврате диктатором и кликой его приспешников. Диктатор единолично и по своему усмотрению распоряжается национальным доходом. В стране попросту не существует какого-либо конституционного механизма контроля формирования и реализации государственного бюджета. Тоталитарная экономика ниязовского режима привела к развалу традиционных отраслей промышленности, агропромышленного комплекса. Сегодня большая часть населения потенциально богатой страны - безработные, а те, кто имеет работу, превращены в бесправных рабов, получающих за свой труд гроши, которых не хватает даже на пропитание. В стране официально введена трудовая армия. Юноши, призываемые на военную службу в обязательном порядке и теперь уже с 17-ти лет, используются как бесплатная рабочая сила в различных отраслях народного хозяйства. Частный бизнес в Туркменистане, вопреки уверениям власти, практически парализован, так и не успев развиться, и сводится, в лучшем случае, к мелкооптовой торговле. Но даже в этой сфере выживать могут лишь те, кто непосредственно связан с правящим режимом или семьей С. Ниязова. Большинство же туркменских бизнесменов, поверивших обещаниям диктатора в первые годы независимости, брошены в тюрьмы или разорены беззаконными действиями властей.
Поголовная коррупция, откровенное вымогательство и шантаж стали неотъемлемой чертой любого туркменского чиновника, какой бы пост он ни занимал.
Социальные последствия такой политики уже сегодня можно охарактеризовать как катастрофические. Поголовное большинство населения Туркменистана живет в нищете, наркомания и проституция стали воистину национальным бедствием. При этом власти сами поощряют наркоторговлю, в том числе международную.
Истинной трагедией обернулась пресловутая «реформа» диктатора в области образования. В Туркменистане в 21 веке, который диктатор издевательски назвал «золотым веком туркмен», срок среднего образования сокращен до 9 лет. Из школьных программ изъяты гуманитарные дисциплины, музыка, физическая культура. В Туркменистане вообще запрещены опера, балет, кинотеатры... Объем знаний, преподаваемых в средней школе по базовым предметам - точным наукам, естествознанию, мировой истории, иностранным языкам - сведен к минимуму. Выпускники туркменских школ уже не знают географии, древней и современной мировой истории, они, к примеру, уже не могут ответить на вопрос, когда и почему началась и когда закончилась Вторая мировая война. В высшей школе теоретическое обучение ограничено двумя годами (два последующих года туркменский студент должен бесплатно работать там, куда его направят власти), а прием в ВУЗы сократился в десять раз по сравнению с 1991 годом. Получить образование в Туркменистане теперь уже невозможно. Истинная цель этой ниязовской реформы - воспитание поколения безграмотных и бессловесных рабов, чье главное предназначение - слепое подчинение власти и готовность исполнить любой приказ. Режим Ниязова ввергает Туркменистан во времена средневекового мракобесия.
Не менее ужасное положение дел и в других социальных сферах. Система здравоохранения в стране разрушена. Два современных госпиталя, и кардиоцентр, построенные за одиннадцать лет независимости в столице страны - Ашхабаде - из-за дороговизны доступны единицам и обслуживают, в основном, чиновничий аппарат и самого диктатора. За пределами столицы врача вызывают только лишь для того, чтобы констатировать смерть. Из-за отсутствия медикаментов, квалифицированного медицинского персонала, дефицита качественного питания и чистой питьевой воды детская смертность, возросшая драматично, стала обычным явлением. Будущее страны в буквальном смысле вымирает. Для элементарных медицинских операций, типа удаления аппендицита, люди вынуждены находить деньги для поездок в Россию, Турцию, другие страны.
Туркменистан превращен в огромный военно-полицейский лагерь, настоящее гетто для собственных граждан. Мы не можем передвигаться из одной области в другую без разрешения властей, города патрулируются силами Министерства национальной безопасности, полиции и армии, патрули расставлены на всех дорогах между городами и селами, задача которых регистрировать каждого проезжающего. По сути дела, власти объявили негласную войну собственному народу.
Люди, вынужденно эмигрировавшие и создавшие в эмиграции демократическую оппозицию тирании Ниязова, официально объявлены в Туркменистане врагами народа: на них заведены сфабрикованные уголовные дела, спецслужбам режима дан публичный приказ на поиск, арест или физическое уничтожение за рубежом лидеров оппозиции. Обо всем этом неоднократно сообщалось международными правозащитными организациями, а Госдепартамент США относит Туркменистан к наиболее одиозным режимам на планете.
Мы заявляем ответственно, что диктатура безграничной личной власти президента С.Ниязова уже привела страну и народ Туркменистана на грань политической, экономической, социальной и духовной деградации.
Вместе с тем, в международных делах, цинично прикрываясь статусом постоянного нейтралитета, одобренного ООН, С. Ниязов в реальности проводит политику развала региональных связей, сталкивания интересов разных стран, провоцирования межнациональных, межэтнических и межконфессионных конфликтов. В результате такой политики у Туркменистана сложились напряженные отношения со всеми соседними странами, а с двумя из них - Азербайджаном и Узбекистаном - мы находимся практически в предконфликтном состоянии. Именно Ниязов блокирует все международные региональные инициативы в Центральной Азии, будь то проект «Трасека», Транскаспийский трубопроводный проект, вопрос об определении статуса Каспийского моря, вопрос управления водными ресурсами в Центральной Азии, или любой другой вопрос, противоречащий личным интересам диктатора. Нельзя забывать также, что именно режим Ниязова был единственным из всех стран Центральной Азии, кто вопреки соответствующим резолюциям СБ ООН сотрудничал с движением «Талибан» и организацией «Аль-Каида» даже после событий 11 сентября 2001 года, предоставляя возможность их лидерам и боевикам «исчезать» через территорию Туркменистана.
В 1992 году Туркменистан вступил в ОБСЕ. Тогда это нужно было, чтобы получить международно-правовую поддержку своей независимости. Тогда же Туркменистан присоединился к Хельсинскому Заключительному Акту и присоединился ко всем последующим документам ОБСЕ, а президент С. Ниязов, в качестве главы государства, письменно признал политическую действенность для себя всех принципов и обязательств, согласованных странами-членами в рамках этой организации, в том числе, в области человеческого измерения. Однако, подписав документы ОБСЕ и добившись международно-правового укрепления независимости Туркменистана, режим Ниязова стал откровенно игнорировать какие бы то ни было обязательства в области проведения существенных политических и экономических реформ на принципах демократического устройства и рыночной экономики, прикрывая диктаторский характер своего правления откровенной ложью и дезинформацией. Ложь - основной политический инструмент туркменского сатрапа. А цель такой внешней политики - изоляция Туркменистана от широкого сотрудничества с развитыми демократическими государствами, особенно, в гуманитарной области, с тем, чтобы сохранить, как можно дольше, жизнеспособность диктатуры своей личной власти.
Уважаемый Генеральный секретарь,
Ваш визит в Туркменистан, вне сомнения, будет использован режимом Ниязова в целях пропаганды своего международного соответствия. Чтобы Вы и Ваши сотрудники ни предпринимали, С. Ниязов будет представлять своему народу Ваш визит как поддержку со стороны международного сообщества своему преступному курсу.
Мы обращаемся к Вам с просьбой от имени многострадального туркменского народа не рассматривать свой приезд в Ашхабад как очередной рутинный визит, хотя сохраняем надежду, что он может и не состояться. Но, если этот визит состоится, мы верим, что Вы не ограничитесь выслушиванием лживых ниязовских монологов, а выступите гарантом тех ценностей, которые признаны универсальными во Всеобщей Хартии прав человека, выступите в защиту демократии. Мы надеемся, что в отличие от некоторых «молчаливых» визитеров, Вы зададите С. Ниязову нелицеприятные вопросы, ответов на которые туркменский народ не может получить уже 11 лет.
Благодарим Вас заранее за приверженность высшим принципам ООН, за заинтересованное участие в спасении народа Туркменистана от бесчеловечной диктатуры.
Послание принято на совещании полномочных представителей областных, городских и районных комитетов Народного Демократического Движения Туркменистана (НДДТ).
г.Кизил-Арват, 16 октября 2002 г.