ВРЯД ЛИ ИЗМЕНИТ СВОЮ ПОЗИЦИЮ В ОТНОШЕНИИ СТАТУСА КАСПИЯ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ
БАКУ.06.11.2002.MEDIA-PRESS: Официальный Тегеран вряд ли изменит в ближайшее время свою позицию в отношении статуса Каспия. Об этом заявил Media-Press один из западных дипломатов, работающих в Баку.
По его словам, ситуация, сложившаяся сейчас в Иране и вокруг него, не способствует трансформации каспийской доктрины Тегерана. В октябре этого года в интервью "Financial Times" специальный представитель президента Ирана по Каспию Мехти Сафари заявил, что "одним из способов решения проблемы статуса Каспия могла бы стать совместная разработка месторождения "Алборз" (Media-Press: "Алов" - в азербайджанской интерпретации), И мы ведем переговоры с Азербайджаном на этот счет". Иначе говоря, Тегеран как бы признался, что готов смягчить свою позицию. Но в том же интервью Сафари отметил, что Национальный Совет безопасности Ирана исходит из того, что все решения по статусу Каспия должны приниматься консенсусом и базироваться на принципе: "каждой стране по 20 проц.", напомнил дипломат.
Кроме того, выступая в минувший уик-энд на международной конференции, посвященной геополитическим перспективам Каспийского региона, Сафари вновь заявил, что позиции его страны в отношении правового режима Каспия остаются неизменными: либо проблема решается консенсусом, либо при разделе моря каждая страна должна получить по 20 процентов.
Что же касается азербайджано-иранских переговоров по поводу совместной эксплуатации спорного месторождения "Алов", то, по мнению дипломата, их перспективы не выглядят оптимистично. В консорциуме по разработке блока "Араз" - "Алов" - "Шарг" участвует и американская ExxonMobil, которая не может позволить себе сотрудничество с Ираном по т.н. закону ILSA (Iran - Libiya Sanction Act), отметил дипломат.
В любом случае, прежде, чем принимать решение о том, смягчать свою позицию в вопросе статуса Каспия или нет, Иран должен твердо знать, ожидает ли его нападение со стороны США и их союзников. С другой стороны, противоречия в самом руководстве Ирана, понятная необходимость ужесточать риторику и "готовится к потенциальной войне с агрессором" практически не позволят в настоящее время инициировать смену курса, считает собеседник.