CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ТУРКМЕНИСТАН: ТРАНСАФГАНСКИЙ ГАЗОПРОВОД ДОЛЖЕН ВСТУПИТЬ В СТРОЙ В 2005 ГОДУ

7 ноября 2002

ТРАНСАФГАНСКИЙ ГАЗОПРОВОД ДОЛЖЕН ВСТУПИТЬ В СТРОЙ В 2005 ГОДУ

/Владимир Супрун, ИТАР-ТАСС, Ашхабад-Москва/

26-27 октября в Ашхабаде намечалось провести встречу президентов Туркменистана - Сапармурата Ниязова, Афганистана - Хамида Карзая и Пакистана - Первеза Мушаррафа, в ходе которой они должны были подписать Соглашение о трансафганском газопроводе. Высокие гости были приглашены на празднование Дня независимости Туркменистана, и их встреча, несомненно, могла бы придать дополнительный яркий штрих к красочной картине общенациональных торжеств.

Однако разработанный сторонами сценарий неожиданно дал сбой. Согласно распространенному Ашхабадом официальному заявлению, генерал Мушарраф в телефонном разговоре с Туркменбаши сообщил, что не сможет прибыть на саммит по внутриполитическим соображениям. В те дни в Пакистане разворачивались острые дебаты по проблемам расстановки сил в нижней палате парламента - Национальной ассамблее, формирования гражданского правительства и в целом перспектив демократического развития этой южноазиатской страны. Просьба пакистанского президента перенести сроки подписания соглашения была встречена в Ашхабаде с пониманием.

В этих условиях с целью информировать прибывших для освещения саммита многочисленных журналистов туркменская сторона оперативно организовала встречу с министром нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана Гурбанназаром Назаровым.

- Руководство нашей страны, лично Туркменбаши, - начал Г.Назаров, - уделяют первостепенное внимание реализации проекта прокладки газопровода от туркменского месторождения Довлетабад через Афганистан до пакистанского города Мултан общей протяженностью 1464 километра.. Это - первая фаза проекта. На втором этапе предполагается прокладка "трубы" из Мултана в Индию до Дели и на третьем - ее продление от Мултана до глубоководного порта Гвадар на Макранском побережье Пакистана. Планируется также строительство у Гвадара крупного завода по сжижению газа с перспективой продажи этого высоколиквидного продукта странам Азиатско-Тихоокеанского региона.

По словам Г.Назарова, 17-18 октября в туркменской столице прошла встреча руководящего комитета проекта в составе глав профильных министерств трех стран-участниц. О том, какое значение придают в Ашхабаде его реализации, говорит тот факт, что состав туркменской правительственной делегации был существенно расширен за счет включения в нее представителей всех министерств и ведомств, которые имеют какое-либо отношение к нефтегазовому комплексу.

До 30 ноября, продолжал министр, эксперты Азиатского банка развития /АБР/ подготовят документ с оценкой потенциальных рынков сбыта газа, в первую очередь в Пакистане, Индии, других странах Азии. К этому же сроку банк даст прогноз сопутствующих рисков - политических, технологических и финансовых. "После этого потенциальные покупатели смогут заключать фьючерсные контракты на закупку газа", - сказал министр.

Говоря о рентабельности проекта, он отметил, что "весьма обнадеживающий прогноз" на этот счет дали еще специалисты "СЕНТКОМА" - созданного в середине 1990-х годов консорциума компаний по строительству "трубы", который впоследствии распался по ряду причин. Планами предусматривается ежегодная прокачка из Довлетабада 30 миллиардов кубометров газа в течение 30 лет. Активные запасы газа на этом месторождении Г.Назаров оценил в 1,7 триллиона кубометров, а перспективные - до 5 триллионов. "Если потребности рынка будут выше, мы немедленно введем в эксплуатацию несколько новых месторождений, по своим запасам углеводородного сырья не уступающих Довлетабаду", - пообещал министр.

В настоящее время, сообщил Г.Назаров, продолжаются интенсивные консультации и переговоры по формированию нового консорциума компаний, который возьмет на себя решение всех проблем строительства газопровода. "Пока рано говорить о составе участников консорциума, но его лидером несомненно станет крупная и очень авторитетная в мировом бизнесе компания", - сказал министр. Схема финансирования проекта предусматривает выделение половины необходимых средств по линии АБР и остальной части - за счет собственных средств консорциума. При этом участники консорциума имеют право подробно изучить технико-экономическое обоснование проекта /ТЭО/ на стадии подготовки этого документа, а при необходимости - вносить коррективы в его разработку.

По оценке туркменской стороны, для реализации первой фазы проекта потребуется около 2 млрд долларов. Как заявил Г.Назаров, строительство начнется уже в следующем году, а в Мултан туркменский газ придет в 2005 году.

Отвечая на вопросы журналистов о позиции Индии в отношении перспектив получения газа через территорию Пакистана, Г.Назаров признал, что эту проблему можно отнести к разряду политических рисков. Однако Ашхабад в этом плане настроен оптимистично. Во-первых, отметил министр, индийцы "уже проявили интерес к проекту и ведут консультации", в частности с АБР. Министр выразил уверенность, что Дели не отвергнет "туркменский вариант", как он это сделал пару лет назад с "иранским". Тогда Индия окончательно отказалась от идеи импорта газа из Ирана через Пакистан, ссылаясь на вероятность того, что Исламабад, в случае очередного обострения двусторонних отношений, "перекроет кран" на газопроводе.

Во-вторых, экономическая привлекательность для Дели поставок углеводородного сырья из Туркменистана заметно выше, чем из Ирана. "Об этом объективно свидетельствует даже поверхностное сравнение двух проектов - по протяженности трубопровода, особенностям местности и ряду других параметров",- сказал Г.Назаров.

И в-третьих, подчеркнул он, "от любых политических рисков будут надежные гарантии международных финансово-экономических институтов".

Что касается возможного участия России в проекте, то министр привел слова Сапармурата Ниязова на встречах с Владимиром Путиным, министром энергетики РФ Игорем Юсуфовым, российскими парламентариями: "Приходите, мы готовы вам дать долю в этом предприятии".

Здесь уместно напомнить, что, по сообщениям ряда информагентств, Ашхабад с целью возбудить интерес Москвы к газовому проекту предложил также построить параллельный нефтепровод. Как считают некоторые эксперты, Туркменистан и Россия могли бы заполнять обе "трубы": например, газовую на 80 процентов туркменским газом и на 20 процентов российским, а нефтяную - наоборот. В любом случае туркменское руководство твердо намерено не отступать от планов прокладки трансафганского газопровода, рассматривая реализацию этого проекта в качестве одной из приоритетных национальных задач.

iran.ru

Предыдущая статьяПодтверждено наличие иска в суде США против руководства Азербайджана
Следующая статьяСтранное 7 ноября