Казахстана хочет в Джейхан
Во второй половине ноября в Баку пройдут азербайджано-казахские переговоры об участии Астаны в трубопроводном проекте Баку-Джейхан. Об этом заявил в Баку президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) Натик Алиев, сообщает RusEnergy.
Напомним, что о политической поддержке строительства так называемого основного экспортного трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан длиною в 1760 км, пропускной способностью в 50 млн тонн нефти в год и проектной стоимостью в 2,95 млрд долларов президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил еще 18 ноября 1999 года в Стамбуле. Тогда свои подписи под декларацией о поддержке проекта ОЭТ БТД поставили президенты Азербайджана, Грузии, Казахстана, США, Туркмении и Турции.
18 сентября 2002 года в Азербайджане был дан символический старт строительству ОЭТ БТД. Фактические работы на маршруте Баку - Джейхан должны начаться в марте 2003 года, а их завершение намечено на начало 2005 года.
И вот теперь, как подчеркнул Алиев, по инициативе Астаны в Баку должен пройти первый тур азербайджано-казахских переговоров о практическом участии Казахстана в проекте ОЭТ БТД.
Для начала, как следует из слов президента ГНКАР, речь пойдет об увеличении объемов перевалки нефти Казахстана через территорию Азербайджана до 7-8 млн тонн в год. Из Актау в Баку эта нефть будет, как и прежде, транспортироваться танкерами.
Далее, в случае еще большего наращивания объемов транспортировки нефти Казахстана через территорию Азербайджана, встанет вопрос о строительстве подводного трубопровода Актау - Баку мощностью не менее 8-10 млн тонн нефти в год. Учитывая, что казахская нефть уступает по качеству нефти азербайджанской, Алиев считает, что в ходе предстоящих переговоров с Астаной необходимо договориться о создании банка качества нефти, а проще говоря, о компенсациях, которые должен будет получать Азербайджан от Казахстана за смешивание в трубе Баку - Джейхана восточно- и западно-каспийских жидких углеводородов.
Что же касается такого щекотливого вопроса, как согласие или несогласие Ирана, России и Туркмении на прокладку по дну общего для всех государств региона моря подводного нефтепровода, представляющего реальную опасность для каспийской экосистемы, то его Алиев предпочел не поднимать.-0