МАССОВЫЕ АРЕСТЫ: НИЯЗОВ И ДИССИДЕНТЫ ОБВИНЯЮТ ДРУГ ДРУГА
Как и ожидалось, президент Сапармурат Ниязов сразу же предпринял ответные меры в отношении тех, кого он обвинил в попытке покушения на свою жизнь. По данным московской правозащитной организации, с ночь с 25 на 26 ноября были арестованы более 100 человек. Среди взятых под стражу - родственники Сапармурата Ыклымова, одного из обвиненных в заговоре лидеров оппозиции. Ыклымов, в свою очередь, в организации покушения самого Ниязова, которому, по его словам, нужен был повод для дальнейших репрессий.
По словам представителя Ниязова от 26 ноября, в связи с нападением 25 ноября на президентский кортеж в столице Асгабате были арестованы 16 человек. [Историю вопроса см. архивы EurasiaNet]. Однако правозащитная организация «Мемориал», ссылаясь на неофициальные источники, заявила, что под арест было взято более 100 человек. Ыклымов и другие лидеры оппозиции, обвиненные Ниязовым, категорически отрицают свою причастность к заговору с целью убийства туркменского президента, который со времени распада СССР выстроил культ личности, вызывающий в памяти эпоху сталинизма. [Дополнительную информацию см. на сайте оппозиции]. Сообщается, что Ниязов обвинил также в соучастии бывшего министра иностранных дел Бориса Шихмурадова, бывшего главу Центробанка Худайберды Оразова и экс-посла в Турции Нурмухаммеда Ханамова.
В последние 12 месяцев, находясь в Москве, Шихмурадов часто выражал свои сомнения в способности Ниязова управлять государством. Сообщают, что Россия раздражена отказом Ниязова обсуждать вопрос о разделе Каспийского моря или борьбу с терроризмом. В то же время Ниязов предлагает построить трубопровод через соседний Афганистан с терминалом на побережье Пакистана. Согласно сайту strana.ru, представитель Ниязова обвинил российские СМИ в поддержке ссыльных «активистов», которые проживают в России.
Ыклымов, бывший заместитель министра сельского хозяйства, находящийся в ссылке с 1994 г., ныне проживает в Швеции. Ыклымов обвинил Ниязова в развертывании новой кампании массовых репрессий и выступил с критикой окружения президента, которое поначалу представило дело так, что Ниязов обвиняет в попытке государственного переворота российских политических деятелей, а не туркменских политических деятелей, живущих в России. Ыклымов отверг саму идею, что он и его коллеги по ссылке могли поддержать насилие. «Россия не имеет к этому никакого отношения», - сказал он EurasiaNet в интервью по телефону. Ыклымов сравнил Туркменистан с нацистской Германией. Обвинения Ниязова, сказал он, - «классический случай фальсификации» и «зловещее напоминание о событиях в Германии в 1933 г., когда Гитлер поджег рейхстаг, создав повод для убийства евреев».
«Мы осуждаем любое насилие, и мы всегда придерживались цивилизованных методов», - сказал Ыклымов корреспонденту EurasiaNet, говоря о своего имени и от имени Шихмурадова. С Шихмурадовым так и не удалось связаться. На своем сайте он заявил, что в Туркменистане любой человек может быть доведен до того, чтобы решиться на убийство. «Сегодня мне сотни раз задавали вопрос, кто мог стрелять в Ниязова, - сказал он. - Ответ простой и страшный: Ниязова заслуживает столько смертельных выстрелов, сколько жизней и судеб он покалечил. Сегодня в Туркменистане нет никого, кто не желал бы освободиться от диктатора».
В своем интервью с EurasiaNet Ыклымов осудил применение насилия в политических целях. «Мы являемся мирной оппозицией, для нас оппозиционная деятельность - это интеллектуальный вызов. Люди, не способные доказать свою правоту [такие, как Ниязов], прибегают к мошенничеству». Ыклымов рассказал EurasiaNet, что полиция арестовала нянек, которые ухаживали за его 75-летней немощной матерью, а когда он позвонил дочери в Асгабат, трубку взял полицейский. «Теперь вокруг кровати моей матери сидят три-четыре полицейских», - сказал он.
Из его слов следует, что в самом Туркменистане дебаты, вероятно, принимают менее резкие формы. Московская правозащитная организация «Мемориал» распространила пресс-релиз, в котором говорится, что Ниязов не привел ни одного доказательства в пользу своих обвинений. В пресс-релизе предсказывается также, что «родственники подозреваемых могут быть арестованы по сфабрикованным обвинениям». Государственное телевидение Туркменистана не освещало покушения, пока об этом не сказал сам Ниязов. В экономическом смысле в ближайшее время вряд ли что-то изменится в этой Туркменистане - стране, которая зависит от газа и остается закрытой для внешних влияний. «Думаю, что если бы Ниязова не было, то мы увидели бы расцвет мелкого частного предпринимательства, - сказала специалист по экономике регионе Марта Блэксол. - Но сегодня об этом не может быть и речи».