Акаев продемонстрировал Америке, что киргизская экономика однозначно разворачивается в сторону России
Александр Собянин, руководитель аналитической группы Центра комплексных транспортных решений «ТрансЕвразия»
Все президенты среднеазиатских стран, включая самого независимого, Туркменбаши, постоянно контактируют, общаются с двумя сторонами - американской и российской. Естественно, что у каждой стороны, у России и США, разные представления о том, что такое хороший Узбекистан или хорошая Киргизия. Акаев сначала Западом воспринимался лучше всех, как главный демократ в Средней Азии. Однако когда он начал продавать русским стратегические объекты, прежде всего уран и машиностроение (сейчас созданы совместные предприятия по добыче и переработке урана, возвращены России все крупнейшие киргизские производства), когда Акаев де-факто продемонстрировал, что киргизская экономика однозначно разворачивается в российскую сторону, то позиция американцев резко изменилась. И сейчас для Акаева отстранение от власти является вполне реальной угрозой. Поэтому показать собственной стране расположение «большого брата», в данном случае, российского, для сохранения власти Акаеву просто необходимо. По-моему мнению, Путин, безусловно, всячески продемонстрирует Акаеву свою поддержку во время визита.
Ведь если Акаева сейчас "уйдут", то позиции России ослабеют в самом главном регионе - памирском (Таджикистан, Бадашхан). Единственный путь в обход Узбекистана, в обход Ферганской долины, лежит через Киргизию. А Бадахшан - это регион, откуда Россия уже никогда не уйдет из-за наращивания там своего военного присутствия. Если же в Киргизии в кресло президента сядет один из проамериканских лидеров, то о Таджикистане можно будет забыть.
Уверен, что администрация Акаева во время визита постарается обозначить устами российского президента осуждение действий оппозиции из южных регионов страны, т.е. вовлечь Путина во внутрикиргизские дела. Этого допустить нельзя. Поэтому правильная позиция российского президента выглядела бы следующий образом: "мы поддерживаем Акаева и считаем, что Акаев единственный полномочный руководитель в республике. Мы понимает важность социальной стабильности и благополучия в южном Кыргызстане для Киргизии и для российского присутствия на Памире". Таким образом, "да" - поддержке президента, "нет" - поддержке репрессий против участников пеших маршей на Бишкек.
К тому же, я не думаю, что американцы ставят на южнокиргизских лидеров. Скорее всего, США ставят все-таки на советника президента Джообарта Оторбаева. Если будет приостановлена передача стратегических киргизских предприятий России, то их инвесторами станут американцы, о чем давно говорит Оторбаев. Так что на встрече Путина и Акаева, думаю, должно быть подтверждено и официально закреплено соглашение о передаче киргизских предприятий России.