Баку - Джейхан: долгий путь в Турцию //GazetaSNG.ru// Ксения Авербах
Основному экспортному трубопроводу (ОЭТ) Баку - Тбилиси - Джейхан определенно не везет. Идея его строительства будоражила умы впечатлительных американцев с начала 1990-х годов, однако начать реализацию этого амбициозного проекта, призванного значительно ослабить влияние России в Кавказском регионе, тогда было практически невозможно. Раздираемая межнациональными и внутриполитическими противоречиями Грузия была не самой подходящей площадкой для прохождения основного экспортного "трубопровода века". Ситуация радикально изменилась в конце прошлого года. Не секрет, что появление в Грузии и Азербайджане американских военных специалистов и предоставление турецким ВВС права на модернизацию военного аэродрома в пригороде грузинской столицы не в последнюю очередь было мотивировано настойчивым желанием Вашингтона обезопасить маршруты будущих нефте- и газопроводов, задуманных как альтернатива имеющимся российским.
Однако без скандала не обошлась даже торжественная церемония закладки первого камня в фундамент ОЭТ. За неделю до эпохального события в азербайджанских СМИ началась активно муссироваться тема национальной принадлежности одного из руководителей компании CCIC, выигравшей подряд на строительство азербайджанского участка трубопровода, - бизнесмена из США и этнического армянина Кеворка Торояна. Тогда скандал удалось замять, хотя президенту Азербайджанской международной операционной компании (АМОК) Дэвиду Вудворду все-таки пришлось объясняться с журналистами. Но 18 сентября в присутствии двух президентов Гейдара Алиева и Эдуарда Шеварднадзе, а также спецпредставителя президента США по вопросам энергоресурсов Каспия Стивена Манна первый камень был торжественно заложен.
Однако спустя два месяца сооружение ОЭТ опять оказалось под угрозой срыва. Голландские и французские экологи дали отрицательное заключение по экологической безопасности маршрута, который должен пройти по территории Боржомского ущелья и собственно курорта Боржоми. Как сообщил Мамук Хазарадзе, глава компании Georgian Glass & Mineral Water, имеющей эксклюзивное право на разработку источников минеральной воды "Боржоми", выбранный маршрут угрожает загрязнению минеральной воды и почвы не только в Боржомском ущелье, но и в Боржоми-Харагаульском лесном заповеднике. Более того, по мнению Мамука Хазарадзе, реализация проекта приведет к негативным процессам и в туристическом бизнесе - основном источнике доходов этого края. В итоге, как заявила министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Грузии Нино Чхобадзе, в связи с докладами по экологической безопасности проекта, сделанными BP, у экологов возникло к компании 32 вопроса, без удовлетворительного ответа на которой требуемые экологические документы подписаны быть не могут.
Естественно, что подобная ситуация вызвала крайне негативную реакцию инвесторов, так как любое изменение маршрута трубопровода потребовало бы дополнительных расходов на его строительство. Дэвид Вудворд обратился с письмом к Эдуарду Шеварднадзе, потребовав до конца ноября поставить окончательную точку в этой проблеме. Правда, западные экологи расценили это письмо как прямое доказательство того, что компания BP, которую по совместительству представляет президент АМОК, игнорирует проблемы экологической безопасности проекта в угоду его коммерческой выгоде. Чтобы помочь грузинской стороне принять правильное решение, в конце ноября из Вашингтона в Тбилиси прибыл Стивен Манн.
Правильное решение далось Тбилиси нелегко. Переговоры продолжались в течение нескольких часов за закрытыми дверями. Правда, их итог был почти предрешен. Согласно договору, заключенному между правительством Грузии и компанией BP, в том случае если Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов в указанный срок не вынесет какое-либо окончательное решение, то разрешение на строительство ОЭТ будет считаться автоматически выданным без всяких условий. Вернувшись 2 декабря в Баку, Дэвид Вудворд официально сообщил, что маршрут ОЭТ Баку - Тбилиси -Джейхан по транспортировке каспийской нефти в Турцию не изменится и пройдет через Боржомское ущелье. По словам Вудворда, компания BP готова дать гарантию сохранности окружающей среды региона. Несколько часов спустя в интервью Национальному радио аналогичное заявление сделал и президент Грузии Эдуард Шеварднадзе. По его словам, после "острой дискуссии" необходимый документ был все-таки подписан: нефтепровод пройдет по 17-километровому отрезку Боржомского ущелья. На этом участке будут приняты дополнительные меры безопасности. Шеварднадзе также отметил, что по его инициативе в список мероприятий по защите окружающей среды этого документа был внесен пункт, согласно которому, в случае, если BP не выполнит обязательства об обеспечении экологической безопасности трубопровода, "правительство страны, владеющей территорией, будет вправе предпринять любые меры", в том числе и прервать договор о строительстве ОЭТ. Эдуард Шеварднадзе подчеркнул, что если экологическая опасность была бы реальной любой компромисс с оператором проекта был бы исключен.
Итак, ОЭТ Баку - Тбилиси - Джейхан общей протяженностью 1740 км и пропускной способностью 50 млн тонн нефти в год, оцениваемый в 2,95 млрд долларов, должен быть пущен в эксплуатацию в 2005 г. Однако сегодня есть все основания предполагать, что это не последний скандал вокруг ОЭТ. Баку -Тбилиси - Джейхан задумывался как политический проект, направленный главным образом на то, чтобы отобрать у России приоритетное право транзитной державы на Южном Кавказе. А политика, как известное, - дело тонкое и ненадежное. Тем более что экономическая привлекательность этого проекта выглядит сомнительной без казахской нефти с месторождений Кашаган и Курмангазы. При этом Нурсултан Назарбаев менял свое решение по поводу присоединения к ОЭТ несколько раз, и всякий раз согласие или несогласие Астаны было связано не с экономической необходимостью, а внутриполитической конъюнктурой в Казахстане.