МВФ ПОЛУЧИЛ ОТ ВОРОТ ПОВОРОТ Правительство отказалось выполнить их рекомендации
В.РЗАЕВ
Вчера завершилась миссия в Баку делегации Международного валютного фонда (МВФ) во главе с заместителем директора Второго европейского департамента Джоном Уэйкманн-Линном.
Миссия завершилась неудачно для МВФ, так как все их наставления остались без внимания со стороны азербайджанского правительства. В ходе визита состоялись встречи в Кабинете министров, министерствах и ведомствах экономического блока правительства и обсуждались несколько интересовавших МВФ вопросов. Одним из них является повышение внутренних цен на энергоносители. Азербайджан отчасти согласился с необходимостью начала этого процесса, но лишь через несколько лет, и готов представить график повышения цен лет через три-пять, однако МВФ настаивает на немедленном начале.
Можно констатировать, что правительство продемонстрировало свое намерение стоять на своем мнении. Там правомерно полагают, что сейчас и даже в ближайшем будущем ни о какой унификации внутренних и мировых цен на энергоносители речи быть не может. И прежде всего по причине тяжелого социального положения основной части населения. Более того, уровень сбора оплаты с потребителей, а также объемы взаимных долгов в ТЭК показывают, какая тяжелая ситуаия наблюдается сейчас, так как мы не в состоянии обеспечить солидные сборы с нынешними ценами. Что же будет, если их увеличить? Результатом переговоров по этому вопросу стало то, что Азербайджан будет действовать так, как наметило правительство и как им ранее декларировалось.
Другим, еще более интересным с точки зрения воинственности настроя МВФ, явилось требование отмены внесенных в последнее время изменений и дополнений в Налоговый кодекс. Напомним, что речь идет о введении дифференцированной системы взимания налога на прибыль. Вкратце: изменены, в первую очередь, статьи 105 и 106 Налогового кодекса, то есть прибыль предприятий облагается налогом в размере не 27%, а 25%; а также определены ставки налогов для регионов Азербайджана. Для предприятий, действующих в Гяндже, Сумгайыте, Мингячевире и Алибайрамлы, налог на прибыль составит 80% от ставки, для горных районов и Нахчыванской Автономной Республики - 40%, для прочих районов (за исключением Баку и Абшеронского полуострова) - 60%. Предприятия, дислоцирующиеся в столице, будут платить налог на прибыль в полном объеме.
Эти стимулирующие меры для развития производства в регионах страны почему-то МВФ не устраивают. Очевидно, что позиция правительства в этом вопросе была еще жестче, тем более, что изменения в Налоговый кодекс утверждены законодательным органом - парламентом и, разумеется, что никто не собирается их отменять. О чем и было заявлено.
Другим вопросом стало требование МВФ относительно расходования средств Государственного нефтяного фонда. Сейчас решениями президента деньги фонда периодически направляются на реализацию стратегически важных проектов государственного масштаба. МВФ против этого и требует более открытого механизма расходования средств. Но упор на открытость - это классическая демагогия и популизм. Главной целью является настоять на принципе расходования только доходов от размещения средств фонда. А эти вторичные доходы недостаточны для решения экономических и социальных задач. Думается, излишне говорить, что и здесь правительство отказалось идти на какие-либо изменения.
Следующим пунктом стал вопрос о необходимости ускорения приватизации Международного банка Азербайджана. Правда, по нему имеются вполне внятные договоренности и уже обговоренные график и механизм приватизации. Однако, зная наших (в лучшем смысле слова, конечно), нельзя однозначно утверждать, что это действительно последний вариант и реальные сроки. С ускорением приватизации Межбанка правительство в определенной степени согласилось, и предполагается, что первый пакет акций будет продан стратегическому инвестору ориентировочно до конца первого квартала 2003 года. Этот срок настолько далеко отходит от того момента, когда был подготовлен первый информационный меморандум по Межбанку и когда приватизация уже могла быть начата, что диву даешься - не меньше трех лет. Аналогичным образом правительство согласно приватизировать Объединенный универсальный акционерный банк, то есть полностью коммерционализировать банковский сектор. Но когда это произойдет, никто не знает. Судя по "межбанковским" темпам, очень нескоро, не раньше чем через два года.
Таким образом, миссия не смогла убедить правительство Азербайджана ни по одному спорному пункту. Правительство, со своей стороны, заявило и заявляет, что наша страна вполне обойдется без кредитов МВФ и, соответственно, без его рекомендаций. И если наши идут на какие-то уступки для получения очередного кредита или транша от МВФ, то это делается из соображений необходимости продолжения сотрудничества, но не более того.
И это не мое измышление: схожие мысли излагались неоднократно и премьер-министром страны Артуром Расизаде, и министром экономического развития Фархадом Алиевым, и другими официальными лицами. Золотовалютные резервы, инвестиционные потоки в страну, наличие Госнефтефонда, другие факторы говорят о том, что эти заявления небезосновательны.
Стоит не забывать о том, что Азербайджан, в отличие от многих стран переходного периода, являющихся заемщиками МВФ и Всемирного банка, исправно выплачивает взносы по долгам.