CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

eurasia.org.ru

Молчание ягнят. Часть 1.

25 января 2003

Молчание ягнят. Часть 1.

Одиннадцать лет могли вожди мусульманских республик бывшего Советского Союза между Каспийским морем и Памиром править без помех. Но теперь сопротивление вышло наружу, покушения и беспорядки потрясают регион. Напряженность прибавляет и американское пристуствие здесь.

20 января 2003 г. Кристиан Нееф

Молодой Чингиз Айтматов считал, что если и есть на Земле что-то похожее на рай, то это должно быть «джайлоо», летние пастбища между ледниками на высоте 3,5 тыс. м в горах Тянь-Шаня. С верблюдами, лошадьми, ослами, юртами и стариками отправлялись киргизские кочевники каждую весну в путь к джайлоо - воплощению среднеазиатской идиллии.

До того, как миновать последний перевал, пастухи заговаривали духов гор. Им надо было совладать с каждой из стихий - ветром, дождем, облаками и туманом, чтобы без помех можно было наслаждаться «светом мира»: свежими лугами, чистыми реками, прекрасными птицами, которыми творец украсил родину киргизов. «Какие чудесные, романтические времена были», - вздыхает седой народный писатель Айтматов.

Покрытые снегом вершины-семитысячники по-прежнему мирно сияют над несколько сонным киргизской столицей Бишкеком. Но от идиллии нет и следа. Неделю за неделей потрясает столицу бывших кочевников один и тот же ритуал: демонстранты проходят по вытянутым в линейку улицам города, они требуют отставки президента Аскара Акаева. Полиция натравливает на них собак и регулярно арестовывает десятки активистов. Их депортируют из столицы и отвозят в долину Сизамир - самое холодное место в Киргизии.

В ходе беспорядков, которые 13 месяцев назад потрясли юг страны, было застреляно много людей, один из протестующих умер в результате голодовки. Правительство ушло в отставку, шеф Службы безопасности едва избежал покушения. За четыре дня до Нового года взрыв бомбы опустошил рынок в Бишкеке. Восемь человек погибли. «Киргизия стоит на пороге гражданской войны», - говорит оппозиция.

Сомнения царят и в Алма-Ате, расположенном в двух часах автомобильной езды крупнейшем городе Казахстана. Из-за критики президента Нурсултана Назарбаева и якобы планов переворота бывший губернатор и бывший министр были приговорены в ходе показательных процессов к длительному тюремному заключению. Высокопоставленные чины полиции избивают прямо на улице журналистов, редакции независимых СМИ забрасываются зажигательными бомбами и письмами с угрозой.

В дальней южной республике Туркменистан в конце ноября ее правитель Сапармурад Ниязов едва избежал несчастья. На проспекте Туркменбаши, престижном бульваре, названном в честь «Вождя всех туркмен», кортеж диктатора обстреляли нападавшие. Результат: волна арестов, которая докатилась до самых глухих углов страны. Туркменистан переживает «самую темную пору со времен террора НКВД в тридцатые годы», - возмущаются противники Ниязова. Сверх того ашхабадский параноик послал войска на границу с Узбекистаном и приказал закрыть пограничные переходы, поскольку соседи, якобы, были замешаны в покушении.

Этот регион, «задворки Советского Союза», считался особенно отсталым и покорным вплоть до распада коммунистической империи. Пять республик, которые возникли в 1991 г. из обломков империи на территории, равной Европе, но с населением всего в 56 млн. чел., казались едва ли жизнеспособными.

Почти повсюду власть переняли бывшие коммунистические вожди. Будто за их плечами не было никакой партийной карьеры, они стали сразу править как ханы Коканда или Бухары. Они объявили «святое дело духовного возрождения» (туркменский властелин Ниязов) или «возвращение к наследию наших предков» (узбекский президент Ислам Каримов) в качестве государственной идеи. Они пытаются попавшую к ним по случайности власть удержать с помощью жестокой политики.

И кажется, что успешно. За исключением находящегося на памире таджикистана, где 10 лет бушевала гражданская война, регион выглядит приютом стабильности - вопреки различным стилям правления вождей, их отчаянному соперничеству друг с другом и неприятным пограничным спорам.

Нурсултан Назарбаев (62 года) - властелин степной страны на юге России, отличается неподвижным взглядом. Он построил свою власть на миллиардах долларов, получаемых от добычи нефти и газа месторождения Тенгиз на побережье Каспийского моря, одного из десяти самых богатых в мире.

Киргизский президент Акаев (58 лет), дипломированный физик и поклонник немецкого канцлера Людвига Эрхарда, обещал своей родине демократию западного образца, но прославился тем, что стал более-менее либеральным Князем этой «азиатской Швейцарии».

Туркменский вождь Ниязов (62 года), охмурил свою страну таким культом личности, которому позавидовал бы сам Иосиф Сталин. Его государственная казна пополняется средствами от экспорта природного газа. Во внешней политике Туркменбаши придерживается нейтралитета - что ему не мешало, единственному в регионе, поддерживать контакты с режимом Талибана в соседнем Афганистане.

В Таджикистане бывший директор совхоза Эмомали Рахмонов (50 лет) создал коалицию со своими бывшими противниками по гражданской войне - исламскими фундаменталистами. Поскольку никто не смог одержать победу на поле сражения, такая редкая форма баланса власти до сих пор функционирует.

Богатый ресурсами Узбекистан считает сам себя геополитическим центром региона, точкой сопряжения Востока и Запада. Президент Ислам Каримов (64 года) заменил портреты Ленина огромными портретами Тамерлана и повесил рядом свои собственные. Смысл этого в том, что узбеки - основа новой центрально-азистской сверхнации.

Но империя жестокого Тамерлана не была стабильной, она распалась после серии убийств из-за угла. Поэтому пять азиатских диктаторов и через десять лет независимости мучаются в напряженной нервозности.

Глядя на неспокойный Афганистан, узбекский вождь Каримов сажает в тюрьму тысячи «исламских фундаменталистов». Но опасность подстерегает с другой стороны: ни один из новых режимов по-демократически нелегитимен. Все доходы в государствах попадают в карманы правящих кланов. Бедность и коррупция царят повсеместно.

Окончание следует

Кристиан Нееф

25 Jan 2003

eurasia.org.ru

Предыдущая статьяГенпрокуратура допрашивает российских банкиров
Следующая статьяАфганистан защищает свою историю