Год великого перелома
Размах мероприятий в дни официального открытия «Года Казахстана в России» можно оценивать по-разному. Одни склонны записать помпезность, выдаваемую за маштабность, в актив казахстанскому президенту. Вот он какой могучий - завесил Москву плакатами, устроил в Большом театре и оперу, и балет. Целых полмиллиарда долларов может потратить на дружбу...
Другие видят в этом признак слабости, попытку заискивания перед Кремлем: вот вам и нефть, и газ, и опера, и балет. Так скверно обстоят дела у Назарбаева, что приходится целых полмиллиарда на «культмассовую работу» в Москве потратить. Только бы поддержали своим влиянием, признали другом и союзником, хотя бы под ?2. Раз желтую майку лидера теперь носит Леонид Кучма...
При любом из этих толкований ясно, что эпохе геополитических притензий Н. Назарбаева пришел тихий конец. Тот, кто собирался стать миротворцем и посредником в самых сложных международных конфликтах, вынужден теперь довольствоваться компанией российского президента и двух аутсайдеров - Лукашенко и Кучмы. С ними песни петь, с ними праздник Красной армии праздновать...
Сознательно или невольно, но Владимир Путин безжалостно подвел черту под претензиями Н. Назарбаева на роль в мировой политике. Посредничество в афганской гражданской войне, в индо-пакистанском противостоянии, в арабо-израильском конфликте, всемирные конференции и пакты - все это оказалось в прошлом. С присущим ему жестоким юмором Путин предложил Назарбаеву без устали вносить инициативы, но только на темы СНГ. Приниматься они будут без обсуждения. Поскольку, надо полагать, тут и обсуждать нечего. Или потому, что никто эти инициативы исполнять не собирается.
Ну и хорошо бы. Как говорил Остап Бендер: «Не вышел из меня граф Монте-Кристо. Придется переквалифицироваться в управдомы». Только советники Назарбаева каждый дует в свою дуду. Вот и получилось так, что прямо накануне поездки в Москву с «отчетным концертом» в Алма-Ате состоялись два мероприятия с претензиями на международный резонанс.
Во-первых, при участии «ряда зарубежных гостей» состоялась презентация очередной книги Нурсултана Назарбаева «Критическое десятилетие».
Ставшая поводом для многочисленных анекдотов страсть президента Казахстана писать книжки напоминает это же увлечение незабвенного Леонида Ильича Брежнева. Н. Назарбаев давно переплюнул лауреата Ленинской премии , автора бессмертной трилогии «Малая земля»-«Целина»-«Возрождение». У писателя и публициста Нурсултана Назарбаева, по сообщению его пресс-службы, уже накопилось 11 солидных томов: «Стальной профиль Казахстана» (1984 г.), «Без правых и левых» (1991 г.), «Стратегия становления развития Казахстана как суверенного государства» (1992 г.), «Стратегия ресурсосбережения и переход к рынку» (1992 г.), «Рынок и социально-экономическое развитие» (1994 г.), «На пороге XXI века» (1996 г.), «Евразийский союз: идеи, практика, перспективы» (1997 г.), «О времени, о судьбах, о себе» (1998 г.), «В потоке истории» (1999 г.), «Эпицентр мира» (2001 г.), «Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации» (2002 г.)...
Как видно, со временем размах мысли Н. Назарбаева становился все шире. Если в начале автора интересовали исключительно внутриказахстанские темы, то к концу 90-х он переходит сначала на евразийские просторы, а потом и на «глобалку». Можно было бы предположить, что останься Назарбаев у власти еще лет пять, он бы начал уверенно писать на темы межпланетных сообщений.
В этом смысле туркменскому читателю повезло больше: тамошний президент-писатель и отец всех читателей пока не перешагнул границы своей епархии. Наверное, из-за самопровозглашенного нейтралитета.
Как и полагается, презентация книги самого пишущего президента СНГ «Критическое десятилетие» была обставлена с претензией на размах. Специально приглашенные зарубежные любители и знатоки творчества Назарбаева, вроде министра иностранных дел и чиновника евразийской структуры, открыли презентацию.
Из нормальных людей о книге Назарбаева по собственной инициативе отозвался только Мурат Ауэзов. Но сделал он это настолько невнятно и многословно, что невозможно понять, прочел ли ее рецензент. Не говоря уже о том, понял ли он, что имели в виду анонимные литературные «негры», пишущие для президента.
Второе мероприятие было анонсировано национальным телеканалом «Хабар» как «первая в истории человечества международная конференция по миру и согласию». Судя по всему, она же и последняя. С таким же успехом можно проводить конференции по преодолению межполовых различий или прекращению межвидовой борьбы в дикой природе.
Кроме двух соседей-президентов - Акаева и Рахмонова, котором решительно некуда больше ездить, кроме Алма-Аты, никто из глав государств не посчитал за честь приехать на «примирение конфессий», которое была заявлено казахстанским МИДом в качестве предполагаемого результата.
Глобальные вопросы международной жизни, такие как «примирение конфессий» или «борьба с терроризмом» решаются исключительно политической волей лидеров ведущих государств. И именно в их руках реальные механизмы и рычаги, способные изменить мир к лучшему. Те, кто на самом деле определяет политику в мире, не прислали в Алма-Ату даже наблюдателей. Потому что они заняты решением насущных проблем. Вроде конфликта с Ираком.
Правда, Нурсултан Назарбаев и тут умудрился выступить с инициативой, предложил себя в качестве посредника между Багдадом и Вашингтоном. Но обе столицы восприняли это, скорее всего, как глупую шутку и не ответили даже формальной благодарностью. Решаются вопросы войны и мира, жизни тысяч людей под угрозой. И при этом кто-то пытается вскипятить свой маленький чайничек на огне международного конфликта, занимается пошлым само-пиаром.
В современном мире существует четкое разграничение полномочий. Помимо традиционных сверхдержав существуют международные институты, которые по своему статусу должны заниматься такого рода примирением: ООН и Совет безопасности, ОБСЕ, Совет Европы, Европейский Союз, Организация африканских государств, Лига арабских стран и так далее. Их руководители отнеслись к затее руководителя Казахстана соответственно: ни одна из этих международных организаций не прислала своих представителей.
Похоже, что не Н. Назарбаеву пришлось сделать свой выводы. К. Токаев, как министр иностранных дел, завалил «мировую политику» в качестве направления деятельности и теперь должен будет уйти. Особенно после безусловно негативной резолюции Европейского парламента по поводу положения с правами человека в Казахстане и резолюции Конгресса США, ставящей режим Назарбаева под надзор Государственного департамента.
Новый министр иностранных дел Казахстана вынужден будет больше времени проводить в Киеве и Минске, чем в Женеве или Вашингтоне. Там, среди коллег, ему будет проще «выцыганить» положительные отзывы о президенте Казахстана, его книгах, инициативах, мудрых мыслях. Для диктаторского режима даже такие ничего не значащие фразы на вес : алюминия и хрома.
Кстати, об этих очень полезных ископаемых. В ходе «исторической конференции по миру и согласию» было замечено очень много участников в еврейских головных уборах - кипах. Временами казалось, что «евразийские» инициативы Назарбаева получили свое название не от Европейского континента:
Впрочем, все понимают, что если бы хозяином алюминиево-хромового богатства Казахстана был не ставший неожиданно глубоко религиозным человеком Александр Машкевич, еврей по национальности, то в зале могли оказаться совсем не его единоверцы. Если бы Н. Назарбаев поручил в свое время организацию «форума» той самой «Бен ладен групп», которая специализировалась на строительстве в Астане, то за межконфессиональное согласие приехали бы выступать талибы. Если бы почетную обязанность возложили на Б. Пакколи, хозяина «Мабетекса», то в качестве основной массы примиренцев на конференцию в Алма-Ату собрались бы косовские албанцы из нелегальной армии УЧК... Год Казахстана в России положил конец этой свистопляске.
Сергей Иванов Эл. почта 25 Feb 2003