03.04.2003 Своевременная инициатива Кремля //GazetaSNG.ru// Александр Орлов
Сегодня на очередном заседании правительства премьер России Михаил Касьянов затронул не характерную для кабинета министров тему - проблему укрепления безопасности на постсоветском пространстве. Глава правительства, в частности, выразил недовольство затягиванием процесса ратификации Договора о коллективной безопасности и призвал подчиненных ускорить работу над проектом Соглашения о правовом статусе ДКБ, а также проект федерального закона о ратификации устава организации ДКБ.
Интерес премьер-министра к судьбе ДКБ сегодня вполне понятен, так как до следующей сессии этой организации осталось чуть меньше месяца. Ожидается, что именно тогда будут подписаны основные документы, официально закрепляющие новый статус ДКБ. Между тем проект этих документов, как стало понятно из сегодняшнего заявления Касьянова, еще не подготовлен. Судя по всему, недовольство затягиванием процесса ратификации ДКБ ранее выразил премьеру президент Путин. Не случайно на сегодняшнем заседании правительства Касьянов особо подчеркнул стратегическое значение для России Евразийского региона и в Средней Азии.
Нелишне напомнить, что на последнем заседании стран-участниц, совпавшим с началом войны в Ираке, президент России специально подчеркнул, что кризис в Персидском Заливе можно стать источником нестабильности для других регионов мира, в частности и для СНГ. Тогда же Владимир Путин призвал ускорить работу над подписанием Договора о коллективной безопасности. Как потом оказалось, лидер России был прав. И спустя несколько дней на территории Киргизии произошел один из крупнейших террористических актов в Центральной Азии: в 27 марта в Нарынской области Киргизии был обнаружен сгоревший автобус с убитыми пассажирами. Все они были гражданами Китая, которые торговали на одном из рынков Бишкека. Киргизские власти уже высказывают опасения об общей дестабилизации ситуации в регионе и ухудшении китайско-киргизских отношений. Кстати, и Китай, и Киргизия являются членами еще одной региональной антитеррористической структуры - Шанхайской организации сотрудничества.
Отметим, что на сегодняшний момент ОДКБ является единственной структурой на постсоветском пространстве, созданной специально для принятия превентивных мер в случае возникновения очагов напряженности или военных угроз. Ни ЕврАзЭС, ни ГУАМ такие цели не только не ставят, но и не декларируют.
Напомним, что Договор о коллективной безопасности на сегодняшний момент объединяет шесть бывших республик СССР: Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию и Таджикистан. В апреле 2002 г. на кишиневском саммите было принято решение о преобразовании Договора о коллективной безопасности (ДКБ) в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Повышение статуса этой структуры стало свидетельством стремления России создать на постсоветском пространстве полноправную международную военно-техническую организацию по модели НАТО. Тем более что по условиям договора, государства-участники ДКБ не могут вступать в иные военные союзы или принимать участие в каких-либо действиях, направленных против своего партнера по договору. Точно также агрессия против одной из стран-участниц договора будет рассматриваться как агрессия против всех участников ДКБ.
Повышение статуса ДКБ стало ответом на вызовы угрозам международного и регионального терроризма. Сегодняшняя ситуация как никогда актуализировала необходимость повышения статуса ДКБ. Затягивание процесса никоим образом не отвечает национальным интересам России.