CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

vremyamn.ru

Смертельная доза гражданства

20 июля 2003

Смертельная доза гражданства

Двойное подданство дает сбои повсеместно - от Канады до Туркмении

Премьер-министр Канады Жан Кретьен потребовал от властей Ирана найти и наказать виновных в трагической гибели в Тегеране канадской журналистки иранского происхождения Зары Каземи. От этого зависит будущее канадско-иранских отношений, предупредил глава кабинета министров. Между тем в Иране комиссию по расследованию обстоятельств смерти журналистки возглавил лично президент Хатами.

Борис Юнанов, Монреаль, Время МН

Эта географически далекая от России коллизия тем не менее должна быть близка и понятна россиянам с политической и нравственной точек зрения. Реакция канадского премьера была молниеносной, каковой она и должна быть у лидера государства, когда речь идет о защите граждан руководимой им страны. Наша же власть до сих пор никак не может однозначно ответить на вопрос: плохо ли живется русским в Туркмении?

...До сегодняшнего дня отношения Оттавы и Тегерана характеризовались как "нормальные". Был, правда, один исторический факт. 24 года назад, во время осады посольства США в Тегеране толпами разъяренных фанатиков, ведомых могущественным аятоллой Хомейни, канадский посол в Тегеране Тони Кларк спас жизни многих американских дипломатов, сумев переправить тех на родину по канадским паспортам. Кларка называли потом в прессе "канадским Валленбергом", а его мужественный поступок - наиболее впечатляющим воплощением нерушимого канадско-американского союза.

Забыли ли об этом эпизоде идейные последователи имама Хомейни? Вот это уже не факт. Если канадский паспорт сумел уберечь от смерти американских дипломатов, то бежавших некогда за океан от шиитского обскурантизма иранцев, к коим принадлежала погибшая журналистка, он, как выясняется, не спасает.

54-летняя Зара Каземи работала фотокорреспондентом монреальского журнала "Ректо-Версо". Это была деятельная и обаятельная женщина. Не лишенная мужества. Нам пару раз приходилось общаться, и я видел ее в работе.

Ее арестовали в Тегеране 23 июня, когда она снимала на пленку демонстрацию демократически настроенных студентов возле тегеранской тюрьмы "Эвин". Уступив дипломатическому натиску Оттавы, иранские власти наконец сообщили, что журналистка умерла от кровоизлияния в мозг "в результате тяжелейшей травмы головы". Как, при каких обстоятельствах это случилось? Многие в Канаде убеждены, что задержанную "западную шпионку" вначале с пристрастием допросили, а потом забили до смерти. Хотя более вероятен все-таки другой сценарий: ее довели до полного физического и психического истощения, а потом выбросили из тюремного окна на асфальт.

Однако, пересказывая вновь и вновь эту жуткую историю, канадские СМИ как-то упускают из виду одну деталь: в сумочке журналистки, помимо канадского, был еще один паспорт - иранский, коим она обладала по праву рождения и при помощи которого въехала в страну. И который с международно-правовой точки зрения весит ничуть не меньше канадского. Следует заметить, однако, что Иран официально не признает двойного гражданства - то есть Каземи для иранцев не являлась канадкой.

В итоге с Зарой Каземи обошлись не как с законопослушной гражданкой Канады и подданной Ее Величества, а как с неблагонадежной гражданкой Ирана, судьба которой всецело принадлежит Аллаху. Ее судьбу решили не по канадским законам, а по иранским понятиям. И эту судьбу "двойная гражданка" Зара Каземи в какой-то мере выбрала для себя сама.

Ежегодно Канада предоставляет убежище десяткам тысяч беженцев из нестабильных и небезопасных стран. Большинство из них, становясь через какое-то время гражданами Канады, не отказываются от своего первого гражданства. И как Зара Каземи, прибывшая в очередной раз в Иран навестить мать, они то и дело возвращаются в свое прошлое, от которого с таким трудом бежали, - как будто это прошлое уже стало таким же спокойным и безопасным, как их канадское настоящее. А прошлое-то, оказывается, по-прежнему непредсказуемо. И до предсказуемого настоящего ему так же далеко, как фундаменталистскому Ирану до демократии западного типа, несмотря на все усилия президента Хатами.

Еще одна деталь. "Двойных граждан", таких, как Зара, на родине подчас ненавидят пуще стопроцентных иностранцев. Чаще всего из зависти. Но, бывает, и по "идейным соображениям". Знакомая канадка румынского происхождения, уехавшая из Бухареста незадолго до падения режима Чаушеску, рассказывала мне о своем первом свидании с родиной спустя несколько лет. Пограничник в аэропорту долго и брезгливо вертел в руках ее паспорт, а потом "выдал": "Ну что, трусиха, сбежала, отъелась, а теперь вдруг домой захотелось...Чего ты здесь забыла?". Не уверен, что те, кто измывался над Зарой в казематах тегеранской тюрьмы, не говорили ей то же самое.

До сих пор двойное гражданство считалось самым надежным видом страхования жизни. После того как в мире начался глобальный передел сырьевой собственности, приведший к небывалому обострению противоречий между Севером и Югом, а особенно после 11 сентября, "страховка" явно начала давать сбои. Повсеместно. От Канады до Туркмении. И что самое любопытное - не всегда по вине Юга.

С некоторых пор в американских аэропортах любого выходца с Ближнего Востока, каким бы паспортом он ни обладал, отправляют на дополнительный контроль. Какая там "страховка"! Британский или канадский паспорт в руках саудовца или пакистанца - это нынче дополнительный повод для чиновничьих сомнений. Когда же в Нью-Йоркском аэропорту прошлой осенью без всяких видимых причин был задержан и депортирован в страну "первого гражданства" (Сирию то бишь) гражданин Канады сирийского происхождения, один канадский обозреватель предположил, что США подают дурной пример "другой стороне". Как в воду глядел...

vremyamn.ru

Предыдущая статьяУзбекистан возлагает ответственность за инцидент на границе на киргизскую сторону
Следующая статьяКонгресс ставит условия режимам Центральной Азии