КОЛЕСО РАХМОНОВА НА ОСИ ДУШАНБЕ - ТЕГЕРАН
С ее помощью он стремится усилить свои позиции за рубежом
После проведения референдума о внесении в конституцию ряда поправок президент Таджикистана фактически становится пожизненным хозяином своей страны. Как внутри нее, так и за рубежом этот шаг Эмомали Рахмонова был оценен негативно. Имея это в виду, руководитель Таджикистана решил перейти в наступление на внешнеполитическом фронте.
Недавняя поездка в Душанбе министра обороны России Сергея Иванова и его заявления о важности Таджикистана для системы коллективной безопасности в СНГ придали уверенности руководству этой страны. Постоянное лавирование между Москвой и Вашингтоном закончилось для Рахмонова, как и ожидалось: признанием его как лидера Россией и жесткой критикой со стороны США.
Недавно прошедшие учения ПВО стран - членов Договора коллективной безопасности, куда входит и Таджикистан, еще раз продемонстрировали заинтересованность Душанбе в военном аспекте сотрудничества с Россией. В свою очередь Кремль, который стремится удержать Центральную Азию и Кавказ под российским контролем, также хотел бы использовать таджикский «канал» в своих целях. Есть основания предполагать, что российское руководство, видящее в Узбекистане и Туркмении определенных конкурентов в иранских и афганских делах, будет действовать на этих направлениях через Эмомали Рахмонова. К тому же сам таджикский президент не раз намекал об особых отношениях, сложившихся у него с влиятельными фигурами - полевыми командирами в Афганистане и руководящими кругами Ирана. Понимая, что его значимость как политического деятеля во многом зависит от вовлеченности в важные для великих держав региональные проблемы, он начал собственную игру, способную принести ему дивиденды.
Слабость Таджикистана в военном и экономическом отношениях по сравнению с другими центрально-азиатскими странами может быть компенсирована, как считают в Душанбе, его геостратегическими позициями. Концепция буферного государства, отделяющего южную часть СНГ от нестабильного Афганистана и своенравного Ирана, была неофициально выдвинута Рахмоновым уже давно. Но именно сегодня эта карта будет разыгрываться наиболее активно.Сложное положение в Афганистане, проблема с иранской ядерной программой и активизация наркотрафика через СНГ в Европу - таков набор угроз, способных заинтересовать в Таджикистане не только Россию. Речь, прежде всего, идет об Иране. Ось Тегеран - Душанбе может стать важным инструментом таджикской дипломатии. Испытывая давление со стороны США и ООН, Тегеран нуждается в доброжелательных посредниках. Россия, которая участвует в ядерной энергетической программе Ирана, хотя и выступает одновременно и союзником, и посредником, все-таки относится к разряду мировых держав. Слабый Таджикистан, являющийся одновременно членом СНГ и ДКБ, на первый взгляд, не может претендовать на такую же роль. Но дело в том, что в свое время именно Иран, участвуя во внутритаджикском урегулировании, фактически спас эту страну от «афганизации» и распада.
Теперь же Душанбе, формально не имеющий особых интересов в Иране, превращается в значимого игрока и в какой-то степени конкурента Москвы. Причем делается это руками иранской стороны. Разумеется, Рахмонов постарается использовать сложившуюся ситуацию, тем более что через региональную политику он сможет добиться отказа от критики его режима и усилить собственные позиции на международной арене.
Алик НАЗАРОВ, "Российские вести"