Реформирование американцами вооруженных сил Афганистана и Ирака обречено на провал
ЦентрАН
/30 октября 2003 года/
В последнее время в ведущих средствах массовой информации стали публиковаться заявления высокопоставленных американских политиков и военных, которые говорят о необходимости создания новых национальных вооруженных сил в Афганистане и Ираке, но при этом умалчивают детали подобных реформ. Что бы понять, что именно происходит сейчас в вооруженных силах этих двух государств, мы решили взять интервью у одного высокопоставленного офицера Генерального Штаба ВС России, который по понятным причинам пожелал сохранить свою анонимность.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, об общей ситуации, которая сложилась в новых вооруженных силах таких стран как Афганистан и Ирак? Ответ: Для того, чтобы читатель мог представить себе полную картину происходящего сейчас в этих двух странах, необходимо сразу оговориться. В настоящий момент ни в Афганистане, ни в Ираке нет национальных армий, способных выполнять поставленные задачи в том объеме, который требуется для достижения безопасности и мира.
Несмотря на то, что западные источники постоянно с воодушевлением говорят об очередных выпусках молодых офицеров из военных учебных заведений, будь-то в Афганистане или Ираке, в этих странах нет, да и не может быть частей и подразделений в военном смысле этого слова. В этой связи уместно будет употребить термин воинское формирование, во главе которого стоит выпускник, в лучшем случае, окончивший какие-нибудь пулеметные курсы.
В: Вы говорите, что сейчас национальной армии не может быть в Ираке и Афганистане. Почему? О: Да очень просто. Потому, что армия это сила, способная противостоять агрессору и оккупанту. А кто в глазах афганцев или иракцев сейчас оккупант? Правильно, США, так зачем же Вашингтону создавать себе головную боль, тренируя и вооружая своих потенциальных врагов. Еще раз хочу подчеркнуть, что в настоящий момент речь может идти о милицейских формированиях, главной задачей которых станет разгон демонстрантов и охрана правительственных зданий.
Не исключено, что американцами или их союзниками будут подготовлены несколько специальных подразделений для выполнения особо важных и опасных задач. Но это все в будущем. В подтверждение своих слов могу привести один пример. Несколько недель назад Организация Объединенных Наций приняла решение расширить военное присутствие в Афганистане. Это же поддержали и в НАТО. Америка занимается вопросами по подготовке афганских национальных вооруженных сил с того момента, когда был свергнут режим талибов. Прошло уже два года.
Казалось бы за такой срок можно было подготовить минимальное количество боеготовых, хорошо обученных и оснащенных подразделений, тем более, что в них служат люди, хорошо знающие военное дело. Ни для кого не секрет, что многие из них, если не сказать все, воевали на стороне моджахедов во время военного присутствия Советского Союза в Афганистане. Это люди грамотные и знающие тактику ведения боя в условиях гор. Однако что мы видим, дальше Кабула порядка нет, повсюду разгуливают банды террористов, угрожающих расправой местному населению, в случае если оно будет поддерживать режим Карзайи.
Где же армия и тысячи выпускников учебных заведений, которые так браво маршируют на выпускных парадах? Схожая ситуация и в Ираке. Профессиональные военные, служившие еще при режиме Хусейна просто выброшены на улицу. Они американцам не нужны, так как с оружием в руках представляют угрозу войскам коалиции. Поэтому Вашингтон решил пойти по другому пути, комплектуя подразделения из людей, которые ничего не знают о военной службе. Поэтому процесс формирование национальной армии Ирака займет еще большее количество времени, нежели в Афганистане.
В: То есть Вы считаете, что США будут создавать новые национальные вооруженные силы?
О: Рано или поздно, но им придется это делать. Заметьте, если раньше только в Ираке погибал один военнослужащий, то сейчас ежедневно гибнет от двух до трех солдат. Еще больше количество раненых. Эти цифры не скроешь от общественности, в том числе и американской. Вот почему Белый Дом стремится заручиться поддержкой таких стран как Турция, Пакистан, Индия и многих других в вопросах размещения миротворцев в Ираке. Кстати, такое же положение дел и в Афганистане. Все больше и больше в эту страну прибывает немецких солдат, миротворцев из Канады, а также и из других стран, правда они не хотят служить за пределами Кабула. Но могу заверить, что скоро это всем надоест. Последняя встреча в рамках оказания помощи Ираку в Мадриде показала, что большинство стран предпочитают «отдать деньгами», нежели направлять своих солдат под пули террористов или партизан.
Но здесь главное другое. При формировании новых вооруженных сил необходимо четко знать, как именно это делать. Например, Ирак. Так уж повелось в этой арабской стране, что в вооруженных силах служили сунниты. Эта был костяк армии, пользовавшийся огромными привилегиями, особенно при Саддаме Хусейне. Что делают американцы сейчас. Они, со свойственной им манерой, просто поменяли местами суннитов и шиитов, надев на последних офицерские погоны. В Пентагоне не понимают одного - силу традиций. Армии, состоящей из шиитов, просто не будет доверять само население, даже шиитское, которое на протяжении веков привыкла видеть в мундире только суннита. С такой армией далеко не уйдешь, и если при Хусейне вооруженные силы были саммыми сильными и лучше других оснащенными (до ввода санкций), то теперь все поменялось, и встало с ног наголову.
Подобное происходит и в Афганистане. Еще правительство Раббани в 2001 году начало формировать свои вооруженные силы из кадров Северного Альянса. Но при этом, в ВС использовался язык пушту, который является родным языком талибов. Почему пушту, да потому, что именно пуштуны были и есть те военные, которые постоянно сражались. Между прочим, пуштуны составляют половину населения Афганистана, но, несмотря на это, их представителей очень мало в нынешней власти. В этой связи заслуживает особого внимания доклад Брюссельской группы по предотвращению кризисов, в котором прямо говорится, что мнение пуштунов о своей слабой представленности в правительстве и, особенно, в органах безопасности Афганистана, может подорвать надежды на достижение мира в этой стране.
В заключении в качестве назидания американским политикам и военным хотелось бы процитировать слова наркома иностранных дел молодой Советской республики Чичерина, которые были адресованы полномочному представителю в Кабуле. «Вы должны всячески избегать роковой ошибки искусственных попыток насаждения коммунизма в стране. Мы говорим афганскому правительству: у нас один строй, у вас другой; у нас одни идеалы, у вас другие; нас, однако, связывает общность стремлений к полной самостоятельности, независимости и самодеятельности наших народов.
Мы не вмешиваемся в ваши внутренние дела, мы не вторгаемся в самодеятельность вашего народа; мы оказываем содействие всякому явлению, которое играет прогрессивную роль в развитии вашего народа. Мы ни на минуту не думаем навязывать вашему народу такой программы, которая ему чужда в нынешней стадии его развития».