Туркмены сделали ставку на милитаризацию Каспия
На море появляется опасный сосед, вооруженный до зубов
Р.ОРУДЖЕВ, "Эхо"
Ашгабат давно уже сохраняет позицию отчужденности на всех переговорах, касающихся определения правового статуса Каспийского моря. Не так давно в СМИ прошла информация о предоставлении Туркменистану семи военных катеров со стороны Ирана. Кроме того, ранее Ашгабат уже создал небольшой отряд пограничных судов на Каспии, который в обозримом будущем должен быть пополнен поставками из-за рубежа.
Все это свидетельствует о том, что Туркменистан (пусть и не открыто) взял курс на наращивание своего военно-морского потенциала, при этом не делая особо резких заявлений и стремясь затянуть принятие общего положения по Каспию на как можно более длительный срок.
С этим согласен источник "Эхо", практикующий военно-морской аналитик. Он видит определенную связь между отказной позицией Туркменистана и тем, что Иран предоставил Ашгабату возможность продавать свой газ в Армению, пользуясь своей территорией.
По словам эксперта, Ашгабату удалось договориться с Киевом о покрытии газового долга этой страны путем поставки в Туркменистан военных катеров системы "Гриф". "Несколько судов уже на вооружении, ожидаются дополнительные поставки. Всего должно прибыть на туркменское побережье 20 катеров".
Понятно, отметил военэксперт, что такие шаги Туркменистана могут объясняться только одним желанием - приобрести некий потенциал для более определенного оспаривания нефтяных месторождений Азербайджана на Каспии.
"Большинство стран при разделе недр исходит из правил общепринятой срединной линии, а Туркменистан проводит ее по-своему, с тем расчетом, чтобы наши месторождения оказались в его территориальных водах". Усиление военно-морского потенциала Ашгабата следует рассматривать как "курс на следование своей каспийской доктрине". "И ни на какие послабления в этом вопросе Туркменбаши идти не готов".
По мнению эксперта, "если Ашгабат сохранит наращивание своего военного присутствия на Каспии на сегодняшнем уровне, то со временем Туркменистан как минимум может сравняться с Азербайджаном", который пока что располагает вторыми по мощи военно-морскими силами на море после России. "Чтобы противостоять этому, Баку должен настаивать на выверенной международной правовой базе (по принадлежности подводных недр), и при этом "держать порох сухим", говорит эксперт.
Анализ сегодняшнего расклада военно-морского потенциала Туркменистана дают и зарубежные СМИ.
Формально ВМС у Туркменистана нет, а наличествующие патрульные катера главным образом украинской постройки принадлежат пограничному ведомству.
"Независимая газета" сообщает, что поставки оружия в Туркменистан осуществляет Украина. Только в 2002 году она от этого выручила не менее 50 млн.долл. Как известно, Украина модернизировала туркменские войска ПВО, поставила для ВМС Туркменистана 10 патрульных катеров типа "Калкан" (длина судна 10 метров, вооружение - крупнокалиберный пулемет и переносные средства ПВО типа "Стрела"), ожидается также прибытие более мощных военных катеров типа "Гриф" (длина 24 метра, могут иметь несколько крупнокалиберных пулеметов, 30-миллиметровые автоматические скорострельные пушки, а также легкие торпеды). К тому же Украина организует обучение туркменских военнослужащих и т.п. Заметим, что все эти услуги, согласно предварительным договоренностям, должна была делать Россия. Но Туркменбаши выбрал почему-то другую страну.
Катера в Туркмению поставляются по суше. Россия запрещает проход каких-либо военных иностранных судов из Черного моря на Каспий, тем самым сдерживая начатую здесь гонку вооружений.
Российские военные источники обращают внимание, что ни в Москве, ни в Киеве, ни в США (Вашингтон планирует потратить в 2004 году на модернизацию туркменской армии 450 тыс. долл.) никто не озабочен тем, что в Туркменистане нарушаются права человека.
А между тем 27 октября на параде в честь Дня независимости в Ашгабате были представлены купленные у Киева скандально известные украинские станции пассивного обнаружения целей "Кольчуга". Санкции против Ашгабата, который в свое время поддерживал режим талибов в Афганистане (по утверждению туркменской оппозиции, движение "Талибан" должно Ашгабату 200 млн. долл. за оружие, которое им поставил Туркменбаши) и резко осудил действия США в войне с Ираком, никто вводить не собирается. Более того, развитием военных отношений с туркменской армией озаботилось и руководство НАТО, которое сейчас составляет план военного сотрудничества с Ашгабатом на 2004-2005 годы. Ниязов не теряется и сотрудничает со всеми. Он принимает военные подарки не только от американцев и Североатлантического альянса (на вооружении ВС Туркменистана стоят два катера "Меридьен" длиной 25 метров, переданных в дар от США), но и от своего южного соседа - Ирана. В октябре по распоряжению министра обороны Ирана Али Шахмани в долгосрочную аренду на сверхльготных условиях Туркменистану переданы семь катеров береговой охраны и один эсминец. Существует мнение, что Иран это сделал, чтобы усилить позиции Ашгабата в споре с Баку за каспийские месторождения нефти и отпугнуть западных инвесторов. Таким образом, режим Туркменбаши наращивает свой "военный мускул". Хотя он у него и так самый мощный в Центрально- Азиатском регионе. По официальным данным, после распада СССР в Туркменистане осталось более 300 боевых самолетов (в их числе 24 МИГа-29, 46 Су-25, 172 МИГа-23), около 600 танков Т-72, 1500 боевых машин (БТР и БМП, из которых более половины современных моделей). Зачем Ашгабату столько оружия - непонятно. Хотя международное сообщество не ставило вопрос о его уничтожении.
Более того, ведущие страны мира, в том числе и Россия, заинтересованы в военно-техническом сотрудничестве с режимом Туркменбаши. Не появится ли в результате этих усилий второй Саддам Хусейн, который наиболее близким и вероятным противником определит для себя Азербайджан?