ПАРТИЯ МОДЖАХЕДОВ Владимир Тучков
ПОЛИТКОМ.РУ
В Кабуле уже вторую неделю проходит Лойя джирга, Всеафганская ассамблея, на которую съехалось 500 делегатов. Поскольку на ней должна быть принята конституция Афганистана, то страсти кипят нешуточные. То и дело то ли недобитые талибы, то ли распоясавшиеся моджахеды что-либо взрывают. Например, стену представительства ООН, как это было вчера. А одна делегатка после окончания данного форума будет вынуждена искать политическое убежище в другой стране. В запальчивости она наговорила такого, что теперь ее жизни угрожает серьезная опасность.
Делегаты разбились на три неравноценных по силам лагеря, каждый их которых отстаивает свою точку зрения на то, каким должно быть государственное устройство Афганистана. Фундаменталисты хотели бы, чтобы страна управлялась исключительно по законам шариата, а во главе стоял бы духовный лидер. Но, во-первых, такого рода лидер как-то не просматривается. Обладающий наибольшим авторитетом Хамид Карзай - человек исключительно светский. Во-вторых, кто бы им такое позволил. Несмотря на то, что посол США в Афганистане Зольмай Халилзад постоянно заявляет, что Вашингтон не вмешивается в принятие решения о том, какое политическое устройство будет у страны. В конце концов не напрасно же с боями был изгнан "Талибан".
Фракция моджахедов, то есть полевых командиров, ратует, казалось бы, за наиболее демократический вариант, с успехом работающий на Западе, - за парламентскую республику, главенство премьер-министра и подотчетность президента парламенту. Однако в реальности эта схема приведет к тому, что вся полнота власти перейдет к моджахедам, которые, как известно, представляют собой сообщество людей, не способных к компромиссам, способных при первой возможности перегрызться между собой. Что прекрасно демонстрирует афганская история последнего двадцатилетия. В такой ситуации Афганистан сползет к междоусобице и, возможно, к новой гражданской войне. А в том, что в парламенте будет засилье моджахедов, можно не сомневаться. На контролируемых ими территориях они проведут выборы самым наилучшим для себя образом.
Поэтому наиболее приемлемым вариантом конституции, как ни странно, является полуавторитарный, предложенный Карзаем и поддерживаемый фракцией "технократов". Именно он и был первоначально предложен Лойе джирге в качестве точки отсчета. Согласно нему президент является высшим лицом государства, неподотчетным парламенту. А пост премьер-министра вовсе отсутствует.
Именно за это и бьется Карзай, используя самые разнообразные методы воздействия на депутатов, включая шантаж. Так, например, он заявил, что не будет выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах, если Лойя джирга не примет гиперпрезидентский вариант республики. Правда, не называющие себя источники из стана "технократов" сообщают о возможности компромисса. Они готовы в конце концов согласиться на подотчетность президента не парламенту, а Национальному совету.
Лойя джирга должна была продолжаться 10 дней. Однако в отпущенные сроки не уложились и продлили форум до 28 декабря, то есть до воскресенья. На данный момент согласована примерно половина статей конституции. Так что в ближайшее время стоит ожидать начала результирующего голосования.
Уже появилось несколько афганцев, которые заявили о намерении баллотироваться на президентских выборах. Среди них есть даже женщина, сильно раскрепощенная. Это 35-летняя Масуда Джаляль, врач-педиатр, работающая в одной из гуманитарных организаций ООН. Но это фигура чисто декоративная, которая должна продемонстрировать всему миру, сколь свободными стали афганские женщины после падения режима талибов. Да и она сама этого не скрывает: "Американцы очень хотят, чтобы в президентских выборах участвовала женщина. Правда, набрать я смогу, скорее всего, не больше одной десятой процента". Скромность, конечно, похвальна. Однако год назад она, участвуя в выборах главы временного правительства Афганистана, все же набрала целых 10 процентов голосов, уступив одному лишь Хамиду Карзаю.
И в заключение о судьбе еще одной женщины-делегатки, 25-летней Малиалай Джуйя - представительницы молодежи афганской провинции Фарах. На одном из заседаний она эмоционально говорила о том, что власть в стране захватили моджахеды, которые, по сути, являются военными преступники. И что им самое место не в зале заседаний, а в международном трибунале. Такое моджахеды не прощают. Поэтому к Малалай приставили двоих женщин-полицейских, которые охраняют ее круглосуточно. Знающие люди утверждают, что девушке в конце концов придется просить политическое убежище в одной из европейских стран.
Выступление отважной делегатки прокомментировал для РИА "Новости" один из участников Лойи джирги, пожелавший остаться неизвестным: "Конечно, выступление Малилай было эмоциональным. Но ее утверждения не так уж и далеки от истины. Ее убеждения разделяют многие депутаты Лойи джирги и практически все жители Кабула, которые находились здесь и при режиме Наджибуллы, потом при режиме моджахедов, потом при режиме талибов и, наконец, снова при режиме моджахедов".