CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

kazpravda.com

За забором...Когда вуз финансируется террористической организацией

29 января 2004

За забором...Когда вуз финансируется террористической организацией

Казахстанская правда

В редакцию «Казахстанской правды» поступила информация о некоторых особых правилах внутреннего распорядка, введенных в одном из шымкентских вузов. Проверяя ее, мы получили такие сведения об этом учебном заведении, которые нас попросту шокировали: якобы вуз тесно связан с международными организациями, имеющими весьма сомнительную репутацию. Для более тщательной проверки всех фактов журналист газеты выехал в Шымкент.

В действительности Южно-Казахстанская гуманитарная академия, о которой идет речь, отличается от своих собратьев даже внешне. Здание вуза огорожено высоким забором с единственными воротами, которые постоянно закрыты.

На мою попытку проникнуть на территорию моментально реагирует сидящий в будке охранник. Не найдя лучшего объяснения, признаюсь честно, что я журналист, желающий сделать позитивный материал о вузе. В ответ слышу: это возможно лишь с разрешения учредителей, которые в данное время отсутствуют. Узнав, что учредителей нет, долго убеждаю охранника, что заранее договорился с ними о подготовке этого материала. Уловка срабатывает, и я прохожу на территорию вуза.

...Войдя в здание учебного заведения, невольно растерялся. Удивило отсутствие шума и веселья, столь присущего местам массового скопления молодежи. В вузе перемена, все студенты в коридоре, но разговаривают вполголоса, не нарушая всеобщей тишины. Впрочем, смутило даже не это. Несмотря на относительно юный возраст, среди студентов немало тех, кто успел отрастить бороду. Их сокурсницы, несмотря на мягкий шымкентский климат, ходят в наглухо закрытой одежде. Головы их покрыты платками. Если бы не продекларированный в названии светский характер высшего учебного заведения, вполне можно было бы принять его за медресе.

На доске объявлений в учебном корпусе - список факультетов. Студентов готовят по специальностям «история», «журналистика», «казахский язык и литература», «иностранная филология» и «религиоведение». Словом, за исключением последнего предмета, все дисциплины не имеют с религией ничего общего. Тогда почему столь строги рамки поведения и даже одежды? Студенты, с которыми удалось пообщаться, сказали, что в вузе существуют негласные правила внутреннего распорядка. Слушателям академии предписано не только соблюдать подобный стиль поведения и одежды, но и следовать другим канонам ислама, в частности, совершать намаз.

При этом академия имеет одно весьма привлекательное отличие - абсолютно бесплатное обучение. Более того, по словам студентов, практикуется и бесплатное питание. Правда, удостаиваются его лишь те, кто принимает все каноны шариата. Учитывая, что к бесплатному обучению тянутся, в первую очередь, дети из малоимущих семей, этот аргумент представляется им особенно весомым. Отличается и преподавательский состав. Среди преподавателей - выходцы из Турции, Судана, Иордании, Марокко, Туниса и Египта.

К сожалению, мой чрезмерный интерес к студентам привлекает внимание, и подошедший охранник попросил меня покинуть помещение. Но усилия не пропали даром: удалось познакомиться со студентом факультета журналистики ЮКГА. Как сообщил мой новый знакомый, летом прошлого года их группа была направлена в соседний Кыргызстан, где, по словам организаторов, им обещали провести курсы журналистского мастерства. Однако по приезде всех студентов, в том числе и кыргызских, разместили в некоем лагере с сугубо исламским распорядком. Организаторы объявили, что будет сниматься исторический фильм о войне, главные роли в котором должны сыграть прибывшие студенты. Фильм так и не сняли, но, по словам студента, практика пошла на пользу - он научился работать с видеокамерой.

Несколько больше рассказал его более посвященный предшественник - выпускник еще Казахско-Кувейтской гуманитарной академии (так раньше назывался вуз), которого я встретил после настойчивого дежурства в окрестностях вуза.

По его словам, раньше в учебном заведении царили более жесткие правила. Всем студентам предписывалось неукоснительно соблюдать законы шариата, среди студенток было немало девочек в парандже. Забегая вперед, необходимо сообщить, что некоторые из этих студенток, в конечном итоге, выехали в арабские страны в качестве чьих-то жен.

Сегодняшние же правила вуза, считают его прежние выпускники, несравненно мягче: не все студентки носят платки, не все студенты отращивают бороду и молятся. Однако практически все считают это нормальным образом жизни. Возможность выезда за рубеж обещали не только студенткам. После того как в ЮКГА побывали журналисты из популярного телеканала «Аль-Жазира», многие парни загорелись желанием работать в этой телекомпании. Студентам сказали, что это возможно. Сейчас по распоряжению руководства все студенты сдают анкеты и фотографии с указанием данных о себе и родственниках. Как им объясняют, эта информация будет отправлена в находящийся в Кувейте головной офис учредителей.

Кроме того, практически всех студентов удерживает дополнительный аргумент: в случае добровольного ухода из академии или перевода в другое учебное заведение студент должен выплатить вузу более ста тысяч тенге за каждый год обучения. В связи с чем обучающимся попросту приходится полностью принимать все условия обучения. А они также имеют свою специфику. Для любого факультета обязательны уроки арабского языка. Здесь они проводятся по специальным учебникам, заполненным в основном сурами из Корана. Коран используется и в изучении других предметов. К примеру, при обсуждении полета Армстронга на Луну непременно дается аят из Корана, в котором предрекалось это событие.

В итоге к концу обучения все студенты рассматривают реальность через религиозную призму. Нарушения в постановке учебного процесса подтвердила и проведенная департаментом образования проверка, результаты которой находятся в распоряжении «Казахстанской правды». Комиссия, в состав которой, помимо специалистов из Министерства образования, вошли и преподаватели других вузов, установила целый ряд нарушений. В частности, отличается от программных требований содержание рабочих программ. Модульно-рейтинговая система оценки знаний не отвечает утвержденному положению. У ряда преподавателей темы занятий в календарном плане полностью не совпадают с темами в рабочей программе.

Даты лабораторных занятий преподавателя не фиксируются. Не проводятся академией фундаментальные и прикладные научные исследования, а весь профессорско-преподавательский состав составляет 31 человек. Причем более половины преподавателей с учеными степенями закреплены за кафедрой истории и религиоведения. В нарушение госстандарта сокращены сроки обучения иностранной филологии, методике преподавания религиоведения и этнопедагогике. А договоры на прохождение производственной практики заключены лишь с несколькими школами, в то время как, согласно госстандарту, базой для прохождения практики должны быть вузы, иностранные фирмы и совместные предприятия.

Как удалось выяснить нашей газете, учредителем Южно-Казахстанской гуманитарной академии является общественный фонд «Отделение общественной благотворительной организации «Общество социальных реформ», осуществляющий благотворительную деятельность на территории нашей страны с 1998 года.

Учредителем фонда, в свою очередь, выступает кувейтская неправительственная организация «Общество социальных реформ», полное название которой - «Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи».

Несведущим людям это название ни о чем не говорит, однако эта организация занимает тринадцатую позицию из пятнадцати в опубликованном на сайте www.religare.ru списке террористических организаций, признанных таковыми по решению Верховного суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года. Одно из последних упоминаний данной организации в том же контексте содержится в книге «Правила выживания в условиях городского терроризма», изданной в 2003 году в Алматы под редакцией известного казахстанского политолога Досыма Сатпаева. Деятельность всех перечисленных в списке организаций, в том числе и «Общества социальных реформ», запрещена на всей территории России.

Думается, вряд ли спецслужбы и судебная система РФ внесли бы кого-либо в «черный список», не имея на то веских оснований. В настоящем случае, как гласит опубликованный на сайте текст решения Верховного суда, «Общество социальных реформ «Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи» под прикрытием благотворительных программ продвигает в жизнь главную цель ассоциации «Братья-мусульмане» - устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путем построения «всемирного исламского халифата», первоначально в регионах преимущественно с мусульманским населением, включая Россию и страны СНГ.

Основные формы деятельности, указывается в тексте, - целенаправленная исламская пропаганда, сочетаемая с насаждением нетерпимости к другим религиям; целенаправленная работа (прежде всего пропагандистская с мощным финансовым подкреплением) по внесению раскола в общество, тайное финансирование вооруженного джихада на Северном Кавказе». Получается, что уже более пяти лет в Казахстане официально действует организация, признаваемая террористической в других странах? Пусть даже если, помимо финансирования вуза с неясными целями и достаточно сомнительной программой, фонд занимается строительством мечетей, оказанием помощи малоимущим и содержанием частного детского дома.

В этой связи трудно дать однозначную оценку идеологической стороне существования «Общества социальных реформ» на территории нашей страны. Тем более что до недавнего времени филиал общества действовал и в Алматы, а в этом году была предпринята попытка регистрации аналогичного структурного подразделения и в столице.

Муса ИСАЕВ

Астана - Шымкент - Астана.

«Общество социальных реформ» со штаб-квартирой в Эль-Кувейте (Кувейт), где имеет статус НПО. Под прикрытием благотворительных программ продвигает в жизнь главную цель ассоциации «Братья Мусульмане» - устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путем создания «Всемирного исламского халифата», первоначально в регионах преимущественно с мусульманским населением. Основные формы деятельности - разжигание религиозной нетерпимости, целенаправленная работа по внесению раскола в общество, конспиративное финансирование вооруженного джихада на Северном Кавказе.

Из книги «Правила выживания в условиях городского терроризма»

kazpravda.com

Предыдущая статьяВоенно-промышленный жест
Следующая статьяКонцепция образования обсуждается в Парламенте