Что сторожит совет стражей
Владимир Скосырев, МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ
Крушение шахского режима в Иране четверть века назад стало крупнейшим поражением американской политики на Среднем Востоке. Но что победа исламской революции принесла иранцам? Об этом - социолог из университета Тегерана доктор Сайед Реза АМЕЛИ.
- Социологические данные показывают, что положение сельского населения в Иране сейчас намного лучше, чем до революции. Я сам убедился в этом, совершая поездки по аграрным районам. Помню, 25 лет назад во многих деревнях не было ни электричества, ни воды, ни школ. А уже через 10 лет там же я обнаружил дороги, школы, телевизоры, не говоря о водоснабжении. Но, с другой стороны, ожидания иранцев, особенно молодежи, все еще очень велики. Нам предстоит пройти большой путь, чтобы мечта об обществе социальной справедливости осуществилась.
- Многие ваши граждане, поддерживая революцию, надеялись на установление демократии. А между тем до сих пор консерваторы в руководстве страны могут отстранять от участия в парламентских выборах "неблагонадежных" кандидатов.
- Тут проблема в толковании конституции. У нас существует совет стражей исламской революции. И консервативная его часть считает, что они обязаны надзирать за всей процедурой выборов и определять, достоин ли кандидат быть избранным. Однако реформаторы полагают, что совет стражей не должен вмешиваться в процесс отбора кандидатов. Вот в чем конфликт. В то же время он не так уж серьезен. В провинции выдвинута масса кандидатов и реформистского, и консервативного направления. Но в Тегеране этот баланс нарушен. Поэтому высказывалось требование отложить выборы. Но президент Хатами все же согласился, что они состоятся в назначенный срок - 20 февраля. Не все, но меньшинство избирателей этим недовольно.
- С шахским Ираном у Москвы были прохладные, но стабильные отношения. Как победа исламской революции отразилась на российско-иранских связях?
- У нас с Россией налажены хорошие контакты на официальном уровне. А с США таковых нет. Так что основа для развития связей прочнее, чем при шахе. В то же время, на мой взгляд, Россия могла бы больше учитывать интересы Ирана в своей политике.
- Иран подписал с МАГАТЭ соглашение об инспекциях его ядерных объектов. Но на Западе все равно вашу страну подозревают в намерении создать ядерную бомбу.
- Иран не может отказаться от развития мирной атомной энергетики. Эта работа будет продолжаться. Но у нас не было и нет намерения обзавестись ядерным оружием. Обвинения в адрес Ирана - это часть американской "иранофобии".
- Как в Иране расценивают перспективы мирного урегулирования в Ираке?
- Пока продолжается американская оккупация, восстановление мира и спокойствия в Ираке невозможно.