Территориальных претензий отныне не будет
Тимофей Жуков, www.zamon.info
Узбекистан и Казахстан приступили к демаркации совместной государственной границы
В минувшую среду на крупнейшем таможенном пункте «Жибек жолы», были установлены два первых пограничных столба на границе Казахстана и Узбекистана. В торжественной и немного грустной церемонии, приняли участие аким Южно-Казахстанской области Булат Жукишиев и хоким Ташкентской области Козим Туляганов.
Железобетонные пилоны высотой ровно два метра, с символикой двух государств с каждой из сторон погранстолба, по решению парламентов двух стран в течение ближайших трех лет, должны не на бумаге, а наглядно разделить два государства и два народа. Гербы на столь твердых столбах, решено установить пластмассовые.
Согласно официальным данным пограничных служб двух государств, общая протяженность узбекско-казахской границы, составляет 2 тысячи 351 километр. Всего запланировано вкопать и зацементировать полторы тысячи пограничных столбов. По решению межправительственной комиссии, пилоны, окрашенные с двух сторон в цвета национальных флагов, будут установлены в местах пересечений шоссейных и железных дорог, у слияния пограничных, приграничных рек и крупных каналов, разделяющих два государства, а также в населенных пунктах, волею политиков, разделенных на две части и имеющих фактически общую транспортную инфраструктуру.
Как сообщил журналистам на церемонии установки погранстолбов, заместитель командующего Службы пограничных войск Республики Казахстан генерал-майор К. Марденов, каждый пограничный столб будет иметь свою нумерацию, свои точные геодезические координаты, с указанием высоты над уровнем моря.
Установкой погранстолбов займутся уже созданные три полевые бригады, они же будут и протоколировать саму процедуру. В состав бригад войдут не только представители пограничных служб двух государств, но также картографы, геодезисты, представители местных органов власти и правоохранительных структур.
Как предполагалось первоначально, нейтральная полоса, или как еще ее более правильно называют - «полоса отчуждения», будет шириной ровно сто метров. В конце концов, обеими сторонами было решено «ограничиться» лишь несколькими метрами. Что, конечно же, более разумно и логично. На ряде участков, межгосударственная граница разделяет не только садовые участки и огороды дехкан, но и дома местных жителей. В общем, целом, такие «сложные» и даже спорные участки составили по своей протяженности чуть более восьми километров. Их судьбу еще предстоит решить межправительственной комиссии. Но, конечно же, не сегодня, и не завтра. Торопиться пока некуда, граница от нас не убежит. В перспективе, жителей подобных «двухгосударственных» жилых домов, будет ждать отселение во внутренние районы государств, с выдачей компенсаций на постройку.
В ближайшее время, еще предстоит решить и другой еще более серьезный вопрос, а именно - режим пересечения узбекско-государственной границы гражданами двух государств. Между тем, чиновники с обеих сторон, не уставали повторять в минувшую среду, что никаких торговых ограничений не будет ни завтра, ни в ближайшем ожидаемом будущем.
Вместе с тем, по мнению генерал-майора казахской погранслужбы К.Марденова, если раньше незаконное пересечение узбекско-казахской границы наказывалось в административном порядке, то теперь, подобное деяние следует квалифицировать, как уголовное преступление. Проще говоря, «незнание» линии границы, впредь не избавит от уголовной ответственности: не увидеть погранстолб и погранполосу, по расчетам чиновников будет довольно сложно.
Режим существования узбекско-казахской государственной границы, в настоящий момент юридически закреплен межправительственным «Договором о казахско-узбекской границе» от 16 ноября 2001 года. В сентябре 2002 года, был подписан еще один межправительственный подзаконный документ: «Договор об отдельных участках на казахско-узбекской границе». Оба документа, уже ратифицированы парламентами двух государств.
По расчетам парламентариев двух стран, строго обозначенная узбекско-казахская государственная граница, станет отныне символом не только вечной дружбы, но «показателем» того, что между двумя центральноазиатскими державами теперь нет земельных споров и взаимных претензий: