Государственный интернет-канал "Россия", Вести Недели, Выпуск от 06.06.2004
Российские дипломы в Туркмении - вне закона
Андрей Медведев
"Уволить обладателей дипломов, выданных вне Туркмении после 1993 года", - повелел на прошедшей неделе Сапармурат Ниязов. Все логично: в нетуркменских институтах и университетах нет такого предмета - "Священная Рухнама". Автор "Рухнамы" Туркменбаши учит: "Хорош тот дом, который аккуратен снаружи и внутри. Но теплее дом, в котором есть единомышленник". Наверное, точнее будет не единомышленник, а единомыслие.
Старенькие "Жигули" как памятник исходу русских из Туркмении. Восемь лет назад семья Зелениных уезжала в Россию. Все имущество и любимый эрдельтерьер уместились в салоне "шестерки". Из центра Ашхабада - в поселок Макарово. Здесь не так тепло, и ко всему пришлось заново привыкать, но русским в Туркмении просто не дали шанса остаться.
"Мы уезжали из-за детей, - рассказывает Жанна Зеленина, - потому что образование там было уже никакое, а надо было думать о будущем".
В Макарове живут несколько русских семей. Владимир Юрьев, в прошлом крупный работник нефтегазовой отрасли, теперь крестьянин. Лишился работы в Туркмении, потому что русский.
"У меня много туркменских друзей, которые сейчас в России живут. Туркмены из Туркмении уезжают. Что про нас-то говорить?" - спрашивает Владимир.
Теперь Юрьев на память о стране, где он прожил долгие годы, Владимир выращивает в парнике дыни. Говорит, что на вкус очень даже ничего.
В самой Туркмении тоже идет битва за урожай. Уборка озимых начинается с благословения Туркменбаши. Вождь кругом: на полях, в рабочем кабинете. Портрет Туркменбаши - на столе у Туркменбаши, во дворце Туркменбаши. Отцу нации рады везде. Его мудрым советам тщательно внимают чиновники. Народ поет ему песни. "Золотой век", одним словом.
Про непризнание иностранных дипломов в новостях - ни слова. Лишь официальный интернет-сайт правительства информирует, что в ашхабадских университетах проходят дни открытых дверей, и мимоходом сообщает, что в России с высшим образованием серьезные проблемы. Учат студентов слишком долго - целых пять лет. В туркменских вузах - всего два: меньше, чем в российских ПТУ. Но в России совсем не изучают творчество Туркменбаши.
По словам Ольги Горяевой, эмигрировавшей из Туркменистана, образование там только на туркменском - ни математика, ни языки не нужны. Главный предмет - "Рухнама".
Ольга говорит, что вовремя уехала из Ашхабада, потому и не изучала бессмертный труд великого отца туркменской нации. Те, кто остались, посвящают изучению главной книги главного писателя большую часть времени.
Один из лидеров туркменской оппозиции, бывший министр иностранных дел Туркменистана Авды Кулиев, считает, что решение о непризнании российских дипломов - это лишь часть государственной политики по выдавливанию из Туркмении не только русских, но и вообще образованных людей.
"Сейчас у нас нет той части населения, на которой держится государство, - уверен Кулиев. - Подавляющее число людей безграмотно, половина - наркоманы".
Наверное, власти Туркмении пошли бы еще дальше, запретив и советские дипломы, но вот незадача: сам товарищ Ниязов в 1967-м закончил Ленинградский политехнический институт. В северной столице ему понравилось.
"Я по Невскому ходил, смотрел: дома большие, архитектура ровная", - вспоминает Ниязов.
Нынешним студентам из Туркмении после реформы вождя нации, видимо, придется надолго привыкать к тем городам, где они учатся сейчас. По словам Натальи Фоминой - студентки, эмигрировавшей из Туркмении, они ломают голову над тем, как найти приличную работу и остаться в России, потому что в Туркмению бессмысленно возвращаться.
В Туркмении надо знать, что президент ниспослан Богом, что после Корана второй по значимости книгой является "Рухнама". Цитатами из нее собираются расписать новую мечеть, а вместо привычного "Салям алейкум" следует говорить: "Рухнама". Главная задача - как гласит все та же книга - войти в "золотой век" с золотыми людьми. Один золотой человек в Ашхабаде уже точно есть, а кого еще считать таковыми, зависит лично от него.