ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ К ВОЕННОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ
Наталья Серова, "Политком.ru"
16 мая Владимир Путин прилетел в Ташкент, где 17 июня откроется саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а уже на следующий день в Астане российский президент примет участие в саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс) и следом - во встрече глав государств Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). При этом бросается в глаза тот факт, что четыре страны - Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан - являются членами всех этих организаций. Правда, членами ШОС кроме них являются еще Китай и Узбекистан, в ЕврАзЭС участвует Белоруссия, а в ОДКБ - Белоруссия и Армения. Между тем, нельзя не признать, что обилие международных организаций, созданных на просторах СНГ, явно свидетельствует о том, что эти организации, мягко говоря, не вполне справляются со своими задачами.
Ведь кроме уже упомянутых объединений существуют еще СНГ, Единое экономическое пространство, которое строят Россия, Казахстан, Украина и Белоруссия, не говоря уже о ГУУАМе, созданном Грузией, Украиной, Узбекистаном, Азербайджаном и Молдавией в качестве противовеса российскому влиянию.
Все эти организации, за исключением ОДКБ, создавались под лозунгами экономической интеграции, однако, как отмечают эксперты, интеграционные процессы не выдерживают столкновений с частными интересами отдельных стран. Что касается ОДКБ, то при создании этой структуры на первое место были выдвинуты вопросы безопасности, в первую очередь, южных границ входящих в нее государств.
Однако создание в январе 2004 года Объединенного штаба ОДКБ, который, согласно официальным сообщениям, занимается "решением задач, направленных на формирование целостной системы коллективной безопасности", и продолжающаяся почти два года "работа по наращиванию нормативно-правовой базы военного сотрудничества", не помешали Таджикистану потребовать вывода со своей территории российских пограничников. С другой стороны, антитеррористическая структура существует и в рамках ШОС, а назначенный на 17 июня саммит этой организации как раз и начнется с церемонии открытия в Ташкенте штаб-квартиры исполкома Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества.
Временами трудно отделаться от ощущения, что все многочисленные подразделения, созданные при этих организация для решения конкретных вопросов, пребывают в состоянии перманентной спячки, а серьезные подвижки в их деятельности случаются только в тех случаях, когда главы государств, с известной регулярностью собирающиеся на многочисленные саммиты, вдруг по каким-то причинам решают проявить "политическую волю".
Не случайно основное внимание наблюдателей, комментирующих подобные встречи, как правило, вызывают двусторонние контакты президентов, в ходе которых оговариваются конкретные проблемы и принимаются решения. В этом смысле нельзя не признать, что регулярные встречи на высшем уровне реально способствуют развитию взаимопонимания и сотрудничества.
Одновременно недавний опыт урегулирования спорных вопросов, касавшихся оборонных интересов России, с руководством Таджикистана свидетельствует о том, что среднеазиатские страны требуют индивидуального подхода. При этом главное направление стратегии выстраивания этих отношений является общим: все они чаще всего готовы на серьезное сближение в военных вопросах при условии получения инвестиций в свою экономику.
Сегодня, когда после бума финансовых вливаний и обещаний "золотого дождя" со стороны США наступило некоторое отрезвление, у России есть реальный шанс вернуть свое влияние в этом регионе. На фоне растущей дестабилизации в Ираке у США просто руки не доходят до государств Средней Азии, а постоянно звучащие из Вашингтона обвинения в подавлении инакомыслия заставляют их лидеров снова разворачиваться в сторону России.
Даже президент Узбекистана Ислам Каримов, активно участвовавший в свое время в создании ГУУАМа и еще два года назад всячески демонстрировавший свою лояльность США, похоже, всерьез призадумался о своей судьбе после мартовских терактов в Ташкенте. Напомним, что многие западные СМИ объяснили атаку террористов тоталитарными замашками Каримова, на которого к тому времени правозащитниками из Human Rights Watch уже было собрано увесистое досье.
В результате подготовка рамочного Договора о стратегическом партнерстве между РФ и Республикой Узбекистан была ускорена, и 16 июня, сразу после прибытия Владимира Путина в Ташкент, два президента подписали договор, предусматривающий среди прочего, сотрудничество в военной сфере и предоставление друг другу максимально благоприятных условий инвестирования.
В итоге Россия получила право использования военных объектов на территории Узбекистана и гарантии относительно того, что территория этой страны не будет использоваться в ущерб российским интересам, а Узбекистан - выгодное соглашение с ЛУКОЙЛом и перспективу заключения аналогичного договора с Газпромом. Разумеется, США, которые ничего не дали Узбекистану, кроме своих баз с эпизодической оплатой взлетов-посадок самолетов, да заявлений о том, что Узбекистан входит в зону интересов Америки, трудно в такой ситуации конкурировать с Россией.
Напомним, что совершенно аналогичным образом были разрешены проблемы, возникшие с Таджикистаном. Россия пообещала инвестировать в экономику Таджикистана его государственные долги и получила взамен решение всех проблем, связанных с обустройством российской базы, и право на эксплуатацию оптико-электронного комплекса Космических войск России в Нуреке.
Впрочем, реализация всех этих договоренностей на деле является отдельной задачей для российского руководства. Однако именно эти двусторонние соглашения, включающие в себя пункты о военном и экономическом сотрудничестве, наполняют реальным содержанием разговоры о евроазиатской интеграции.
В этом смысле все предстоящие саммиты вполне могут сыграть позитивную роль в дальнейшем выстраивании политики России в этом регионе. Уже в ближайшие два дня президенту Путину предстоят двусторонние встречи с главами Китая и Казахстана. Судя по сообщениям СМИ, в планах поездки значатся переговоры с президентом Киргизии Аскаром Акаевым, которого тоже не слишком жалуют в Вашингтоне и у которого немало внутренних проблем с местной оппозицией. А наличие подобных проблем является благоприятным фоном для развития необходимого для России военного сотрудничества, начало которому было положено в октябре прошлого года открытием российской военной базы в Манасе.
В общем, создается впечатление, что, наступая на Россию с Запада, ЕС и НАТО просто вынуждают российское руководство всерьез заняться укреплением своих позиций в Средней Азии и на Дальнем Востоке, где Россия второй год подряд проводит широкомасштабные военные маневры.
17.06.04