CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Старый друг лучше новых двух?

23 июля 2004

Андрей САИДОВ, Ташкент Казахстан. "Деловая Неделя".

Старый друг лучше новых двух?

На прошлой неделе госдепартамент США принял решение не аттестовать Узбекистан на получение в 2004 году финансовой помощи в размере 18 млн. долларов. Это первая жесткая мера в адрес режима Ислама Каримова, до недавнего времени считавшегося одним из самых надежных партнеров администрации Джорджа Буша в Центральной Азии.

В помощи отказать

Согласно законодательству США об ассигнованиях на зарубежные операции, государственный секретарь должен определить, что Узбекистан уже сделал и продолжает делать значительные успехи в выполнении обязательств по Рамочному договору о стратегическом партнерстве, заключенному между правительствами двух стран в 2002 году. Обязательства узбекской стороны помимо партнерства в войне с международным терроризмом включали в себя и такие пункты, как соблюдение прав человека, создание подлинной многопартийной системы, обеспечение свободных и честных выборов, свободы самовыражения и независимости средств массовой информации. В достаточно осторожном заявлении представителя госдепа Ричарда Баучера по этому поводу было сказано, что за последний год Узбекистан добился определенных обнадеживающих успехов в области прав человека.

Однако госдепартамент США разочарован отсутствием прогресса в проведении демократических реформ и введенными правительством Узбекистана ограничениями на деятельность американских партнеров по оказанию помощи. В заявлении была также упомянута гибель подозреваемых под следствием и нежелание узбекских властей регистрировать оппозиционные партии перед выборами. Поэтому госсекретарь решил, что не может вынести определение о целесообразности продолжения финансовой помощи, а для дальнейшего установления более прочных отношений с США необходимы более значительные успехи в демократизации общества, соблюдении прав человека и проведении экономических реформ.

За всю двухлетнюю историю узбекско-американского партнерства по антитеррористическому альянсу Белый дом до сих пор стойко выносил критику со стороны множества общественных деятелей, конгрессменов и представителей международных правозащитных организаций, упрекавших его за сотрудничество с политическим режимом, который открыто преследует инакомыслящих, запрещает деятельность оппозиционных партий, пытает политических заключенных и душит свободу СМИ. Но накануне президентских выборов в США администрации Буша, и без того изрядно подмочившей свою репутацию в Ираке, пришлось предпринять первый решительный шаг, чтобы не уступить своему сопернику от демократов Джиму Керри лидерство в борьбе за имидж самого принципиального и последовательного защитника демократии во всем мире.

Чрезвычайно гибкий и прагматичный во внешней политике, известный моральной выносливостью режим Ислама Каримова, по всей видимости, оказался наиболее подходящей мишенью для демонстрации такой принципиальности. Официальный Ташкент уже перенес без излишне бурной реакции весной этого года решение ЕБРР свернуть программы финансовой поддержки государственного сектора экономики Узбекистана, тоже, кстати, лишь замороженной, в ожидании будущих благих перемен. И приостанавливая финансовую помощь Ташкенту, Вашингтон, вероятно, не опасался, что в ответ на это Ислам Каримов примет решение денонсировать соглашение об американской военной базе в Ханабаде, само существование которой рассматривается нынешним правительством Узбекистана и как существенный элемент поддержания внутренней политической стабильности в стране.

Спокойствие, только спокойствие!

Но, по-видимому, для дополнительного смягчения дипломатического удара тотчас за решением госдепа в Узбекистан вылетела с визитом помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Элизабет Джонс. Уже накануне ее визита МИД Узбекистана опубликовал примирительное коммюнике, в котором подчеркивалось, что американо-узбекские отношения носят характер устойчивого стратегического партнерства и продолжают эффективно развиваться. О решении же США не давать в этом году 18 млн. долларов в прессе Узбекистана ничего не сообщалось.

- Меня не расстраивает решение госдепартамента США, - сообщил корреспондентам зарубежных СМИ пресс-секретарь МИДа Узбекистана Ильхом Закиров.- Как мы понимаем, отменяется не весь объем помощи. Госдепартамент просто будет принимать решение по каждому отдельному проекту. А военное сотрудничество, вероятно, продолжится.

И действительно, США продолжают оказывать Узбекистану адресную военно-техническую помощь. В мае этого года, например, передали оборудование и спецтехнику для охраны границ на сумму в 516,6 тысячи долларов. Всего же с апреля 2000 года начатая еще до заключения Рамочного договора американская военно-техническая помощь составила около 7 млн долларов.

Проведя в Ташкенте встречи с президентом Каримовым и министром иностранных дел Садыком Сафаевым, Элизабет Джонс резюмировала результаты своего визита: «Мы смотрим с оптимизмом на продолжение сотрудничества США и Узбекистана во многих сферах, например, мы бы хотели продолжить сотрудничество с Узбекистаном по оказанию помощи Афганистану. У нас много общих стратегических целей, и мы стремимся к продолжительному сотрудничеству».

Решение госдепа и последовавший за ним визит Элизабет Джонс совпали с началом первого этапа подготовки к парламентским выборам, которые должны пройти в Узбекистане в декабре этого года. В связи с этим председатель Центральной избирательной комиссии Буритош Мустафаев пояснил, что в стране впервые состоятся выборы в двухпалатный парламент, областные, районные и городские советы. И вообще, по мнению властей, сам факт проведения выборов свидетельствует о приоритете демократии... Так что в Ташкенте все спокойно. И какие-либо заявления о фактической безальтернативности этих выборов без участия в них оппозиции власти всерьез не воспринимают.

Они вообще научились держать удар, в смысле - хладнокровно реагировать на любую внешнюю критику. К примеру, по поводу пыток на встрече журналистов и правозащитников с чинами МВД, организованной в мае американской организацией Freedom House, на вопрос, почему родственники заключенных в узбекских колониях получают трупы со следами пыток и насилия, представители Главного управления исполнения наказаний ответили: «В заключении люди умирают так же, как и на свободе, потом их тела везут за тысячи километров в грузовиках по плохим дорогам, они кантуются, и родственники приходят в заблуждение»...

Но не стоит считать, что хладнокровие, демонстрируемое официальным Ташкентом в нынешней ситуации с приостановкой американской помощи, продиктовано смирением или слабостью внешней политики. Просто власти Узбекистана оказались хорошо подготовленными к подобному развитию событий. Еще только замысливая изгнание из страны фонда «Сороса», принятие законов, ограничивающих деятельность ННО и отказ в регистрации оппозиционных партий, Каримов еще в сентябре 2003 года, во время визита Владимира Путина в Самарканд, поведал президенту РФ об изжитой им эйфории в надеждах на сотрудничество с Западом, намекнув тем самым на грядущий вскоре очередной зигзаг своего внешне-и внутриполитического курса, в результате приведший после июньского саммита ШОС в Ташкенте к заключению договора о стратегическом партнерстве уже между Россией и Узбекистаном.

В новых направлениях

Вообще саммит ШОС, названный некоторыми политологами встречей членов азиатского клуба нарушителей прав человека, принес официальному Ташкенту твердую уверенность в перспективах как политических, так и экономических - одних грантов, инвестиций и льготных кредитов на сумму почти в 4 миллиарда долларов. В присутствии президентов России и Узбекистана был, например, подписан контракт о привлечении инвестиций в нефтяную промышленность российской компании «ЛУКОЙЛ» с инвестициями на 1 млрд. долларов, а также объявлено о новом контракте почти на 1,5 млрд с «Газпромом». На прошлой неделе к ним присоединился «Союзнефтегаз», выкупивший контрольный пакет акций компании «Узпек», прежде принадлежавший британской Trinity Energy.

Вслед за российскими продовольственными компаниями «Вимбильдан» и «Черкизовский», выкупающими с обязательством будущих инвестиций акции «Ташкентсут» и «Ташкентгушт», на внутренний рынок Узбекистана пришел один из ведущих в России операторов сотовой связи - МТС, намеревающийся по завышенным чуть ли не вдвое ценам приобрести 74% акций бывшего узбекско-американского СП Uzdunrobita. Кроме того, между Узбекистаном и Россией были достигнуты договоренности о создании совместных оборонных предприятий, передаче в оплату за военные поставки акций узбекских компаний, об объединении ташкентского авиационного предприятия и ОКБ Ильюшин в единый холдинг, об участии России в приватизации предприятий горно-металлургической промышленности, а также о расширении подготовки узбекских военных кадров в российских вузах и участии ВВС РФ в обороне воздушного пространства Узбекистана.

При всем том официальный Ташкент может быть совершенно спокоен, что его новый стратегический партнер - Москва, в отличие от Вашингтона, вряд ли задумает связать свою партнерскую помощь или, точнее, борьбу за влияние в регионе с какими-либо требованиями демократических перемен. Недавнее заявление глав государств СНГ, осудившее ОБСЕ за политику двойных стандартов по отношению к странам Содружества, - лучшее тому подтверждение.

Еще лучше получилось в июле с Китаем. Поездка на саммит в Ташкент председателя Госсовета КНР Ху Цзиньтао принесла Узбекистану 1 миллиард долларов в виде гранта на развитие торговых отношений, а также два долгосрочных льготных кредита в юанях и долларах.

Друг Ху для Узбекистана - партнер и вовсе уж новый, геополитически закономерный, но политически неожиданный. До сих пор к его торговым инициативам в Ташкенте относились довольно сдержанно. И даже драконовские таможенные законы власти обосновывали необходимостью уберечь местного производителя от конкуренции с дешевыми и не очень качественными китайскими товарами. Но теперь многие эксперты считают, что внезапное экономическое сближение Ташкента и Пекина подстегнет аналогичные усилия Москвы и Вашингтона в стремлении не допустить в ближайшем будущем усиления китайского влияния в Центральной Азии. Хотя, по мнению некоторых, даже состоявшееся на прошлой неделе открытие автобусного сообщения между китайской провинцией Синьцзян и Душанбе имеет дальний прицел не только на Таджикистан, но и на рынки Узбекистана. И уж, конечно, Китаю нет никакого дела до таких отвлеченных материй, как развитие демократии, свобода СМИ или соблюдение прав человека в Узбекистане.

Рифы большой политики

Однако большинство экспертов убеждены, что пока преждевременно говорить о большом повороте внешней политики Ташкента с запада на север или восток. По мнению независимых политологов, те, кто хорошо знаком с историей независимого Узбекистана, должны были заметить, что его бессменный президент Каримов с самого начала и весьма умело следует прагматичной внешнеполитической доктрине, согласно которой у государства с великим будущим не может быть друзей и врагов, а существуют лишь постоянные интересы... И США также вряд ли поступятся собственными интересами в Центральной Азии и из-за каких-то моральных соображений легко и быстро уступят России, а тем более Китаю, однажды приобретенную сферу своего влияния.

Дальнейшая судьба узбекско-американского стратегического партнерства в отдельных ее нюансах, скорее всего, будет обусловлена даже не перипетиями нынешней предвыборной борьбы между кандидатами на пост президента США, а в большей степени результатами этих выборов. На что, в частности, намекнул считающийся экспертом по Центральной Азии и Узбекистану профессор Университета в Индиане Мартин Спечлер. Один из самых прокаримовски настроенных американских экономистов, воздав непременную дань позитивному отношению к Узбекистану как к стране с богатым потенциалом, европейскими ценностями для женщин, условиями социального обеспечения для всех, с резонной оглядкой на рискованные внешнеполитические условия вокруг медленно, но уверенно продвигающейся в направлении демократического, законопослушного, рыночно ориентированного общества, Спечлер высказал предположение, что нерешенные вопросы по правам человека будут в какой-то степени ограничивать американское финансирование, особенно в случае избрания Керри.

dn.kz

Предыдущая статьяОтветная реакция. В Ашхабаде усилен контроль силовиков
Следующая статьяСША ПОДАРИЛИ ТАМОЖЕННИКАМ КИРГИЗИИ РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛИ