Немецкая волна, Хроника Центральной Азии / 1.8.2004
Руководство Казахстана приняло решение об укреплении охрану казахстанско-узбекской границы.
АЛМА-АТА: Как сообщили казахстанские информационные агентства, руководство Казахстана приняло решение об укреплении охрану казахстанско-узбекской границы. В срочном порядке на усиленный вариант несения службы переведены государственная автоинспекция и миграционная полиция Южно-Казахстанской области. Согласно приказам из Астаны особенную бдительность эти службы обязаны проявлять на главном таможенном посту «Жибек жолы» между Казахстаном и Узбекистаном, а также на казахстанском участке автодороги Чимкент-Ташкент-Термез. Принято решение усилить и пограничные заставы, но пока без вывода на рубежи и объездные дороги военной техники. Однако, не смотря на принятые меры, отмечают казахстанские информационные агентства, никаких ограничений на пересечение границы со стороны руководства Казахстана не поступало, зато Узбекистан границу закрыл и только впускает домой своих граждан. В результате на посту «Жибек жолы» уже третьи сутки находятся несколько сотен граждан России, Азербайджана и Казахстана, которым срочно в связи с различными обстоятельствами необходимо попасть в Узбекистан.
Позаботились власти Казахстана и об особой охране посольств Израиля и США, находящихся в Алма-Ате. Как только появились первые сообщения об очередных террористических актах в Ташкенте, к несущим возле зданий посольств постоянную службу полицейским добавили по несколько военнослужащих из отрядов особого назначения. Кроме того, на близлежащие около посольств улицы выставили сотрудников дорожной полиции.
Между тем, прозвучавшие 30 июля взрывы в центре Ташкента позволили казахстанским политическим обозревателям вновь заговорить об ухудшающих отношениях между Узбекистаном и Казахстаном. Так, известный казахстанский политолог Досым Сатпаев в интервью «Немецкой Волне» высказал предположение, что в поисках внешних врагов Ташкент вновь обвинит соседние государства, и в частности Казахстан, в содействии подготовки террористов. Досым Сатпаев напомнил, что комитет национальной безопасности Казахстана вынужден был сделать резкое заявление в адрес официального Ташкента, после того как во время суда над членами «Хизб-ут-Тахрир», подозреваемыми в проведении террактов в Ташкенте и Бухаре весной этого года, государственный обвинитель Узбекистана Мурад Салихов заявил, что на территории Республики Казахстан находятся тренировочные лагеря террористов:
- Насколько мне известно, точных данных насчет того, что на территории нашей республики находились военные базы, лагеря, которые вели бы подготовку террористов, этих данных нет. По одной простой причине, после 1999 года усилился контроль со стороны силовых структур (МВД, КНБ, погранвойска) именно в Южных регионах страны. И очень сомнительно, чтобы там у них перед глазами как-то незамечено прошла некая деятельность, связанная с террористической подготовкой. То есть, я считаю, что это дезинформация чистой воды.
На вопрос корреспондента «Немецкой Волны», возможно ли проведение террористических актов, аналогичных узбекским, в Казахстане, Досым Сатпаев ответил, что теоретически такая опасность существует в таких крупных городах как Алма-Ата, Чимкент, Тараз и Астана, а также на западе Казахстана, где расположены крупнейшие нефтегазовые месторождения. Однако, заметил Досым Сатпаев, такой почвы для деятельности террористических и экстремистских организаций, как в Узбекистане, в Казахстане не существует и не в последнюю роль в этом играет улучшение экономического состояния населения республики в целом. Во-вторых, подчеркнул, казахстанский политолог:
- Для многих представителей экстремистских, террористических организаций, которые уже действуют у наших соседей по постсоветскому пространству, Казахстан все же рассматривается, как тыловая база, то есть территория, где они могут найти определенное убежище. Это связанно с тем, что в Казахстане есть достаточно много крупных диаспор, среди которых эти люди не особо выделяются.
Тем не менее, по данным Досыма Сатпаева, власти Казахстана в последнее время значительно усилили силовые структуры, которые пока достаточно жестко контролируют представителей всех организаций, прямо или косвенно связанных, в частности, с «Хизб-ут-Тахрир».
А.Вайскопф