CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ИРАНСКИЙ ОТВЕТ

24 августа 2004

ИРАНСКИЙ ОТВЕТ

Виталий Портников, Информационный сайт политических комментариев "Политком.ru"

Старший заместитель американского государственного секретаря Джон Болтон заявил, что уже через три года Иран будет располагать ядерным оружием. Хотя американский дипломат сослался на информацию, которую сами иранцы сообщили европейцам, тем не менее, после нашумевшей истории с иракским досье американской и британской разведывательных служб остается некий элемент сомнения: возможно, все это преувеличение угрозы, тем более что сами Соединенные Штаты подчеркивают, что не собираются применять силу против Ирана.

Но в данном случае интересно даже не поведение Вашингтона, а поведение самого Тегерана. На днях иранский министр обороны Али Симхани предупредил, что Иран не будет сложа руки ожидать нанесения удара по атомному реактору в Бушере, а может нанести превентивный удар. Понятно, что это всего лишь угроза, и к тому же не таящая глобальной опасности - именно потому, что ядерного оружия у Ирана пока что нет. Но если, по словам министра, существуют иранские политики, которые выступают за нанесение такого превентивного удара (по кому? по американским позициям в Ираке? по Израилю?), то где гарантии того, что подобные настроения не сохранятся после того, как Иран получит ядерное оружие. В отличие от Советского Союза в недавнем прошлом или современного Китая Иран - страна живой идеологии. Эта идеология к тому же используется как оружие в борьбе группировок во власти и в борьбе самой власти против пробуждающегося иранского общества. Не будем к тому же забывать, что иранская армия и во времена шаха, и во времена диктатуры аятолл остается самостоятельным элементом иранской политики и вполне может найтись генерал, который решит покончить с анахроничным режимом поднадоевших мулл. И, конечно же, удобнее всего сделать это именно после появления бомбы:

Иранский ядерный реактор создается, как известно, при участии и помощи российских специалистов - более того, можно с уверенностью сказать, что без России этого реактора вообще бы не было. В течение нескольких лет Москва упорно отбивает атаки Соединенных Штатов и Израиля, отстаивая свое право на сотрудничество с Ираном в области атомной энергетики. Пока что американцам и израильтянам переубедить Кремль не удалось, хотя мало кто в России, вероятно, искренне считает, что речь идет об обыкновенном финансовом проекте. Нет, иранский реактор - это прежде всего политика, которая, по идее, должна упрочить российские позиции в регионе. Но теперь нужно ответить на самый главный вопрос: насколько в российских интересах получение Ираном ядерного оружия? Дело даже не в достоверности информации Болтона, а в самой логике развития иранского режима. Как любой революционный авторитарный режим, маргинализирующийся на глазах, диктатура аятолл просто обязана поддерживать общество в состоянии постоянной мобилизации. Как любая диктатура, этот режим считает, что ему все позволено, боится народа внутри, опасается внешнего вмешательства и будет стараться обезопасить себя любыми доступными средствами. Что делает такой режим, получив в распоряжение атомную энергию, объяснять не нужно. Можно просто задуматься, что делали бы молодые диктатуры - большевистская в России или национал-социалистическая в Германии - если бы ядерное оружие могло спасти их от краха или какого-нибудь, пускай даже частного поражения?

Кстати, о российском влиянии в регионе: в случае получения Ираном ядерного оружия оно будет подорвано даже не столько на Ближнем Востоке - здесь об особом российском влиянии говорить не приходится, - сколько в Центральной Азии, которая окончательно превратится в зону соперничества между Вашингтоном и Тегераном. Уже сейчас такие постсоветские политики, как Сапармурат Ниязов в Туркменистане, стремятся по возможности маневрировать между Западом (в различных его проявлениях) и Ираном. И это в ситуации, когда ядерного оружия и вообще ядерной энергетики у Ирана нет - еще нет. Можно представить себе, что произойдет, когда у Тегерана появятся новые возможности. При этом в Иране не скрывают, что хотели бы, чтобы этих возможностей было как можно больше: руководитель иранской атомной энергетики Азадолла Сабури пообещал строительство все новых и новых реакторов - в сотрудничестве с Россией, разумеется: Что еще важного сказал Сабури, так это то, что открытие атомного реактора в Бушере состоится в 2006 году, а не в

2005-м, как утверждалось ранее. Это означает, что и появление иранского немирного атома откладывается на какое-то количество времени. Это означает, что у России появилось дополнительное время подумать:

23.08.04

politcom.ru

Предыдущая статьяКиргизия: Феликс Кулов сидел, сидит и сидеть будет
Следующая статьяШафеи: развитие сотрудничества Ирана и России обусловлено сотрудничеством Тегерана и МАГАТЭ