Терроризм опережает правительства мира: или суфизм против терроризма
TRIBUNE-uz, Улугбек Касымов, независимый журналист
Сейчас в средствах массовой информации много говорится о международном терроризме и Исламе. Этому есть несколько причин. Главная, по моему, в том, что во внешней политике развитых стран на первое место выдвигается вопрос глобализации, причем преобладает желание держать под своим влиянием развивающиеся страны, в том числе -мусульманские государства.
Сейчас в средствах массовой информации много говорится о международном терроризме и Исламе. Этому есть несколько причин. Главная, по моему, в том, что во внешней политике развитых стран на первое место выдвигается вопрос глобализации, причем преобладает желание держать под своим влиянием развивающиеся страны, в том числе - мусульманские государства.
И меня беспокоит то, что во многих случаях международный терроризм обязательно связывают с Исламом. Хотя как простой мусульманин я никак не могу согласиться с этим мнением. Кроме того, бытует мнения что, международный терроризм направлено действует конкретно против Америки и Запада. Но и это ошибочное мнение. Следы террора можно увидит сейчас везде. В Испании, Англии, Африке, Индии, Японии и в регионе Тихого Океана. Начали появляться шахиды и в Центральной Азии (Вспомним Бухару и Ташкент.)
Как пишет турецкий писатель Хорун Яхья - автор нескольких книг о терроризме и Исламе - террористические организации показывают себя как борцы во имя справедливости. Они, защищая свои догмы, как бы борются с режимами и правителями, которых считают неправедными. При этом у них якобы благородные цели: привести народ к счастливой и справедливой жизни. Во многих случаях они привлекают в свои ряды недовольных существующим на их родине строем. Ведь во всех странах мира можно найти таких людей. Особенно среди молодежи. А они легко поддаются чуждым влияниям.
Конечно, у людей могут быть расхожие мнения по поводу правительственных мер. Они могут и не согласится с принимаемыми решениями. Но гражданам важно знать, что все эти разногласия можно решит мирными и легальными способами. Конституция дает каждому право публично высказать свое несогласие политикой властей путем организации митингов, пикетов, выступлением в средствах массовой информации или во время выборов. Люди должны научится защищать свои права легальными способами.
Если глубоко вникнуть в психологию членов террористических организаций можно понять одну вещь. Многие из них как бы борются за справедливый и идеальный миропорядок, против насилия и деспотизма. Но горькая правда состоит в том, что их доверчивые души остаются бессильными перед дьявольски сообразительными предводителями. Их фанатично преданность и любовь губит их. Они помогают им убить себя. К сожалению, так происходит сейчас каждый день во всем мире.
Таких людей всемогущий Аллах считает впавшими в заблуждение. В Коране написано, что те люди, которые сеют раздор на земле, считают себя реформаторами. А Аллах велит: «Знайте, что они все-таки считаются подстрекателями, но сами этого не понимают» (с. Баккара. аят 11-12)
Как пишет турецкий ученый Хорун Яхья, терроризм ничто иное, как проливание крови безвинных дьявольскими способами. А те, кто поддерживает терроризм или призывает к сочувствию злодействам и зверствам террористов, являются служителями сатаны. Действительно это так. «Эти люди (сочувствующие террористам), - пишет Х. Яхья, - очень легко поддаются интригам. Они далеки от толерантности, великодушия и не признают никаких законов».
А вот идеи великодушия и толерантности проходят красной нитью в исламском суфизме. В этом ракурсе, по моему мнению, возрождение суфизма представляется лучшим способом борьбы против терроризма в мусульманском мире. Похожие на это мысли, но в другой интерпретации излагал на сайте UzLand.Info молодой узбекский ученый Одил Рузалиев, который учится в США. Он представляет на обсуждение идею возродить некогда существовавшее Духовное управление мусульман Средней Азии.
Он пишет: «Учитывая пассивные взаимоотношения между мусульманскими учреждениями в регионе и тревогу лидеров стран региона по поводу использования Ислама некоторыми группами в террористических и антиконституционных целях, эта идея, прежде всего, должна быть с вниманием воспринята руководителями стран Туркестана, поскольку только с помощью регионального, централизованного, исламского учреждения будет возможно возрождение тюркского ислама с его глубокими суфийскими традициями полными терпения, поощрения, просвещения и гармонии:».
Эту идею в нашем крае воспринимают по-разному. Среди них есть люди, которые вообще не могут переварить некоторые слова О. Рузалиева. У него есть, по моему мнению, одна ошибка: он употребляет слово «тюркский ислам», чего я не могу принять. Ведь, как подчёркивает известный журналист Бободжон Икрамов: «Ислам нельзя привязывать к отдельной нации».
Но, все-таки я был рад тому, что молодой учёный обращает внимание к тасаввуф - суфизму. Потому что, в последнее время, исследуя суфизм, я пришел к одному выводу. В быстро меняющемся мире насилие и неприязнь имеют весомые корни, вследствие не только экономического кризиса или инфляции. Самое главное, наверно, в образовавшимся идеологическом вакууме. Это и есть главная причина вовлечения молодёжи к различным течениям.
Нам стоит задуматься использовать Суфизм как идеологию взамен схоластических или маловероятных ных программ. Безыдейность, образовавшаяся после развала СССР, это и есть начало трагедии для всех наций бывшего великого государства. Этот вакуум пока не заполняет ни одна идеология. Ведь не одно из государств Центральной Азии пока не может предложить конкретную программу развития новой идеологии. Я свою мысль высказывал многим людям, в том числе и улемам.
Некоторые из них, с интересом выслушав мои мнения, всё-таки возражали. Суть возражения было в одном. При такой идеологии Ислам может потерять свою силу. Ислам надо принимать таким, каким он есть. Ведь в этом и есть его сила. По мнениям оппонентов, всякие течения или возрождения суфизма в настоящее время могут разложить Ислам. По словам религиозных деятелей то, что я предлагаю, может таить в себе угрозу исламскому единству. Но я бы хотел, все - таки, объяснить, на чём обоснованны мои заключения.
На Западе хорошо знают учёного по имени Джавад Нурбахш. Профессор Джавад Нурбахш, родившийся в городе Кирман Исламской Республики Иран, уже много лет изучает суфизм, возглавлял кафедру психиатрии Тегеранского университета. Он стал главой (кутб) суфийского течения Ниматуллахи, который является наиболее распространенным суфийским братством на территории Ирана.
Многочисленные ханаки (суфийская обитель) суфийского братства Ниматуллахи существуют во многих городах США, Канады, Западной Европы, Африки и Австралии. В некоторых источниках записано, что в 1995 г. дервишами суфийского братства Ниматуллахи стали даже несколько жителей России и Белоруссии. Профессор Дж. Нурбахш в книге «Психология суфизма» [Dr. Javad Nurbakhsh «The Psychologi of Sufism» (Del Wa Hafs) ] пишет :
«Люди спорят и отдаляются друг от друга, потому что у них есть несовпадающие желания и эгоистические интересы. Суфий не беспокоится о достижениях и приобретениях, таких, как богатство, власть и социальный статус: Тот, кто чужд богатству, славе, власти - Тот друг всем ( Саъди ), т.е. тот, чьё сердце чуждается всех кроме Бога, друг каждому, поскольку Бог - это всё, что он видит. Однако тот, кто сосредоточен на себе, отчуждается от других; и чем больше он занят собой, тем более он отчуждён от людей. Суфий, с другой стороны - друг всем, будучи посторонним для самого себя. Таким образом, суфий дружен с каждым».
В той же книге в главе «Терпение суфия» он ещё пишет: «Самость», или «Я», подвергается воздействию и реагирует на внешнее окружение. Возникающие реакции проявляются как гнев, раздражения, нетерпение, желание и т.п.» Эти вышеперечисленные реакции в жизни людей создают почву для возникновения корней, подталкивающих к насилию, т.е. к террору. Продолжая свои мысли, Дж. Нурбахш отмечает: «Суфий не имеет никакого отношения к «самости», не заставляет страдать других и не страдает сам. Следовательно, он не подвержён этим изменяющимся эмоциям и не имеет основания быть оскорбленным кем-то или оскорбить кого-то».
Один из наших великих предков Хусайн Воиз Кошиви в книге «Футувватномаи султони», говоря о суфизме, обращает внимание на три примета, а именно: а) дыхание (дам, нафас) - не говорить о том, чего нельзя сказать; б) поступь (кадам) - не перешагнуть не дозволенного; в) великодушие (карам) - заниматься добрыми делами и во время работы не оставлять душевное поклонение.
Или возьмем книгу знаменитого персидкого поэта-суфия Фаридиддун Аттара «Тазкират ул-авлийа» («Поминания святых»), где приводится 53 притчей о Шейхе Малика Динара. В пятнадцатом притче пишется так:
«Спросили: есть люди, которые на словах так пугают нас, что сердца наши разрывается от ужаса. Надо ли так? Он сказал: лучше сегодня говорить с людьми, которые пугают вас, а завтра обрести безопасность, чем сегодня говорить с теми, кто сулить безопасность, а завтра быть повергнутыми в ужас».
Что еще можно к этому добавит? Ведь тысячу лет назад как бы в назидание, суфий показывает путь будущим правителям. А Мавлоно Джалолиддин Руми в одной из своих книг пишет: «Если ты увидишь у своих родных изъян, это есть отражение твоего порока». И еще в другом месте:
Вы, взыскующие Бога средь небесной синевы, Поиски оставьте эти, вы - есть Он, а Он есть Вы.
Такие понятия очень часто встречаются в суфизме. Если бы мы анализировали недостатки общества в таком ракурсе суфизма, то могли бы легко разобраться во многом. Как пишет профессор Мустафо Осими в газету «Сугд» из далекого города Денвер, штата Колорадо, «Абсурдно, и нелогично причислять Суфизм как мистическое течение Ислама:.Суфизм движение, порожденное интеллектуалами таджиками и иранцами в защиту своего мировоззрения и преемственности культурных ценностей. Основное кредо Суфизма непрерывно искать пути воздействия на массы через небольшое число хорошо обученных и само дисциплинированных людей, членов своего ордена:.»
Я думаю, что смело можно сказать: возрождение Суфизма могло бы стать эффективным информационно-идеологическим оружием против распространения международного терроризма. И ещё, многие молодые из-за безыдейности и разочарования не примкнули бы ко всяким религиозным течениям. Суфизм, по моему убеждению, мог бы стать хорошим средством преграды Ислама от международного терроризма. Кроме того, возрождение Суфизма может стать преградой против той людской силы, которую непрерывно получают международные террористические организации в исламских государствах.
Конечно, такое мировоззрение не в пользу таким террористическим организациям, как «Аль-Каида», «Хамас», «Хезболлах», «Талибан» и т.д. У меня даже возникает мысль, что международные террористические организации уже давно поняли, что Суфизм в Исламе для них может стать серьёзным барьером. Это ещё раз показывает, что в идеологическо- информацонной войне они намного опережают правительства мировых держав. Борьба против насилия и жестокости в мире, обязывает этих руководителей признать свои недостатки и упущения.
Я не знаю, кто как это всё примет. Но это просто заключение человека со стороны. И было бы интересно узнать мнения читателей по этому поводу.
06.09.2004 14:25