Нефтяные мечты Казахстана
Агентство Франс-Пресс. EURASIA. 09 Nov 2004
АКТАУ, Казахстан, 7 ноября (АФП) - Отправившись со всей семьей на пикник на довольно загрязненный пляж, Женя сетует, что процветающая на этом каспийском побережье нефтяная промышленность лишь усложняет жизнь местных жителей.
"Здесь, на этом пляже, раньше можно было ловить сельдь. Сейчас этого делать уже нельзя", - говорит двадцатишестилетний житель приморской деревни, которую почти поглотил Актау, крупнейший нефтяной порт Казахстана.
"Всего несколько месяцев назад весь пляж был покрыт нефтяной пленкой - нам велели сюда больше не ходить".
Периодические небольшие утечки нефти и загадочным образом появляющиеся на побережье мертвые тюлени и лебеди стали символом растущей напряженности, сопровождающей стремление Казахстана стать одним из главных нефтяных производителей мира, где ключевую роль играют западные фирмы.
За неконструктивными (по большей части) дебатами по поводу причин недавнего экологического бедствия скрываются и другие опасения, состоящие в том, что нефть может нанести вред экономике этой большой бывшей советской республики с населением в 15 млн. человек.
Для таких компаний, как ChevronTexaco, ExxonMobil, Shell и Total, Казахстан стал ответом на растущую потребность в нефти и неопределенность ситуации с традиционными странами-производителями.
Несмотря на удаленность Казахстана от мировых рынков, их привлекают сюда потенциальные экспортные пути, такие как трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который прокладывают по Кавказу, а также трубопровод, который строится из Казахстана в Китай.
Новая технология помогает справиться с высоким содержанием серы в казахстанской нефти. Консорциум под руководством итальянской компании ENI приступил к строительству искусственных островов для обеспечения добычи нефти на гигантском месторождении Кашаган, залегающей глубоко под часто покрывающимся льдом Каспием.
Наблюдатели предсказывают, что Казахстан будет производить по крайней мере три млн. баррелей в день уже примерно через 10 лет.
В частных беседах западные фирмы винят в последних экологических бедах более мелкие местные фирмы, а также проблемы, связанные с протекающими скважинами советских времен.
Витторио Минканто, один из руководителей компании ENI, обещает, что "более эффективное управление и продвинутые технологии:обеспечат наилучшую защиту хрупкой экосистемы Каспия".
Но подобные заверения не рассеивают опасений общественности Казахстана, которой под руководством авторитарного президента Нурсултана Назарбаева не хватает системы сдержек и противовесов, работающей в более демократических странах.
Махамбет Хакимов, председатель экологической группы Казахстана говорит, что бурение нефти может спровоцировать землетрясения и выброс смертельно опасного сероводорода.
"Мы деградируем как нация. Мы не сможем иметь детей", - считает он.
Департамент США по охране окружающей среды также не слишком оптимистичен, хотя и высказывается более взвешенно.
"Добыча нефти и газа: приведет к строительству трубопроводов и объектов инфраструктуры, повышающих для местных жителей риск распрощаться с морской флорой и фауной, а также возможность случайных нефтяных выбросов", - заявил недавно Департамент.
Экономистов больше беспокоит дестабилизирующее действие, которое может произвести нефтяное богатство на экономику. Эту проблему называют "голландской болезнью" или "сырьевым проклятием".
Ученые предполагают, что нефтяные деньги приведут к инфляции национальной валюты, что ударит по другим отраслям, а также отрывают способных людей от других перспективных для роста отраслей, например, от скотоводства.
Критики также ставят под сомнение требования, по которым западные фирмы должны использовать казахстанских субподрядчиков и поставщиков несмотря на недостаток квалифицированных кадров в Казахстане.
Подобные правила вредят конкуренции и могут создавать компании, существующие лишь номинально, что порождает дальнейший рост коррупции, утверждают они.
Казахстан "не может продуктивно впитать те средства, которые он получает", - считает экономист одного из главных международных институтов развития.
"Казахстан начитает демонстрировать признаки голландской болезни. Стране нужна система управления и подотчетности, которая бы побуждала исправлять ошибки", - подчеркивает он.
Несмотря на усилия западных фирм вкладывать деньги в местных подрядчиков и восстанавливать объекты казахстанской инфраструктуры, общественность страны, большинство представителей которой живет в бедности, настроена скептически.
"Я не слышал, чтобы нефтяные компании нам помогали, - говорит Женя, выбрасывая свой мусор на пляже, отравляясь с женой и детьми домой. - Они производят еще больший беспорядок, чем мы сами".