"ИРАКСКИЙ СЦЕНАРИЙ" ДЛЯ ИРАНА,
или О "мирных бомбах демократии"
Кенан МАМЕДОВ, Zerkalo.az
Как мы уже сообщали, азербайджанская правительственная делегация отбыла 5 января в Тегеран с целью участия в заседании межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.
Делегацию, в которую входят представители нескольких министерств и ведомств, возглавляет сопредседатель комиссии, заместитель министра иностранных дел АР Халаф Халафов.
Заседание комиссии пройдет 8-12 января в иранской столице.
Стороны намерены обсудить подготовку около 10 двусторонних документов, которые планируются к подписанию в рамках намеченного на 24-25 января официального визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Иран.
В числе документов - проекты соглашений об избежании двойного налогообложения, о строительстве газопровода в Нахчыванскую Автономную Республику, об энергии по линии Астара-Имишли-Парсабад-Джульфа (иранский Эксимбанк готов выделить на этот проект $75 млн.), о строительстве автомагистрали Астара-Баку (Иран выделил $2 млн.), а также о строительстве моста Шахтахт ("Тренд").
Визит азербайджанской делегации в Иран совпал со временем, когда в ряде СМИ появилась информация о возможном вторжении американских войск в Иран.
Однако без реалистичного анализа существующего статус-кво в регионе представляется сложным прогнозировать возможность и сроки этого вторжения.
Для лучшего осмысления позиции обоих потенциальных противников - Ирана и США, рассмотрим подробнее козыри в гипотетической войне сторон.
Сразу следует отметить, что Азербайджан и положение в этой стране будет играть одну из важнейших ролей в возможной интервенции в Иран.
Кроме того, сломить вооруженное сопротивление в Ираке, несмотря на ряд войсковых операций, американцам вряд ли удатся в ближайшие месяцы.
Например, в городе Фаллуджа методом "больше бомб-меньше противника" хоть и удалось сломить сопротивление партизан, однако операцию в целом нельзя назвать успешной по следующим причинам: во-первых, главе "Аль-Каиды" в Ираке-Абу Муса Аль-Заркауви - вместе со своими сторонниками удалось покинуть город и бежать. Во-вторых, эта операция привела к многочисленным потерям среди мирного населения. Гуманитарная ситуация в Фаллудже близка к катастрофической, что, конечно же, еще более озлобило народ в отношении иноземных захватчиков.
В целом ситуацию в Ираке можно с уверенностью назвать повсеместно взрывоопасной. Если американцы, не подавив полностью вооруженное сопротивление в Ираке, решат вторгнуться в Иран, то это может привести к неотвратимым последствиям в регионе для них же самих.
Совершенно очевидно, что основным плацдармом для вторжения в Иран будет территория Ирака. Даже если американцам удастся провести в срок выборы в Ираке и поставить там проамериканское марионеточное правительство, очевидно, что оно не будет пользоваться народным доверием и авторитетом. И если американские войска пойдут в наступление на Иран, непременно возникнет брешь. Вот тогда ею не преминут воспользоваться силы сопротивления в Ираке, которые, так сказать, ударив с тыла, свергнут марионеточное правительство Ирака и придут к власти.
Американцы в Ираке сидят на "пороховой бочке", и достаточно небольшой искры, чтобы народное негодование вылилось в революцию.
Здесь уместно будет упомянуть выражение Суворова: "недорубленный лес вырастает". В этом случае Вашингтону придется свергать не диктаторский режим Саддама Хусейна, а народную власть. Из истории мы видели пример подобной войны - Вьетнам. О результатах не буду еще раз напоминать - они всем известны.
Такова позиция США. А теперь рассмотрим позицию Ирана.
Никому до сей поры неизвестно, создал ли Иран ядерное оружие или нет. Если создал, то теократический режим мулл получит основный козырь для предотвращения процесса вторжения США, так как будет шантажировать этим фактом не только Вашингтон, но и его основного союзника - Израиль - элементарной возможностью превентивного ядерного удара.
В случае же, если выяснится, что Иран не создал ядерное оружие, у него имеется другой аргумент - атомные электростанции (АЭС), которые в случае возможной интервенции могут быть взорваны. Об объеме негативных последствий данного шага можно только догадываться. Его можно образно сравнить с самурайским актом харакири.
С другой стороны, проблематичность возможного вторжения американцев в Иран, по сравнению с интервенцией в Ирак, заключается в том, что на примере крушения режима Саддама Хусейна и его правящей партии "Баас" власти Ирана наглядно увидели, что бывает с теми, кто не борется до конца.
Именно исходя из этих соображений оттягивается суд над С.Хусейном и другими высокопоставленными лицами из его окружения.
Кроме того, на примере Ирака народы Востока, в том числе и иранский, убедились в том, что "мирные бомбы демократии" оказались склонными взрываться и, к тому же, могут унести десятки, а то и сотни тысяч человеческих жизней. Все это усиливает ненависть к иноземным захватчикам.
Резюмируя, следует отметить, что, как говорится, "насильно мил не будешь". Американцам необходимо уяснить для себя простую истину: как правопорядок следует устанавливать законными средствами, так же и демократию нужно устанавливать на основе демократических принципов. Здесь коммунистический, а в чем-то и бушевский принцип "для достижения цели все средства хороши", мягко говоря, неуместен.