Александр Дугин: Москва-Астана - нерушимая ось
Москва. 14 января. КАЗИНФОРМ /Арнур Рахымбеков/ - В декабре прошлого года в российской столице на очередном заседании Евразийского экономического клуба, его участникам была презентована книга известного российского политолога, философа, геополитика Александра Дугина - «Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева».
В своем интервью корреспонденту Казинформа автор книги любезно согласился рассказать предысторию ее создания, дать комментарии отдельным тезисам, а также поделился своими оценками дальнейших перспектив развития казахстанско-российского партнерства.
- Александр Гельевич, что предшествовало написанию Вами книги «Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева»?
- Эта книга результат моих многолетних наблюдений за развитием и становлением молодой Республики Казахстан, за политической деятельностью ее первого Президента - Назарбаева Нурсултана Абишевича - через призму моих собственных воззрений. Я евразиец, убежденный сторонник «евразийской теории». В одном из своих выступлений в июне 1994 года, глава Казахстана впервые озвучил концепцию построения Евразийского Союза. Мне кажется, что именно с этого момента стало возможно говорить о переходе «евразийства» из чистой теории в конкретную политическую практику. С того времени, мой интерес к развитию «евразийской теории» - специфической факультативной философской мысли, стал неотрывно слит с развитием молодого суверенного Казахстана. Поэтому моя книга содержит результаты личных наблюдений за тем, как идеи евразийства осмысляются, находят свое практическое претворение в казахстанском обществе. Хотел бы подчеркнуть, что книга не о Нурсултане Назарбаеве, как личности, а об его подходе к теории евразийства.
- Третья глава книги озаглавлена «Нерушимая ось: Москва-Астана», каков Ваш взгляд как политолога, эксперта на современное состояние российско-казахстанских отношений?
- Я считаю, что среди всех стран Содружества независимых государств, Казахстан и Россия являются наиболее близкими по духу, стилю, по социальному измерению, логике реформ, геополитическим интересам. Несмотря на то, что мы - славянская страна, а Казахстан - азиатская, тюркская - в нашем партнерстве заложен огромный геополитический потенциал. На мой взгляд, наше государство гораздо ближе к Казахстану, чем допустим другие тюркские страны. Безусловно, существует некая общность в нашем развитии, поэтому я свято верю в перспективность стратегического партнерства наших стран. Именно, вдоль условной оси Москва-Астана должны выстраиваться контуры евразийского геополитического объединения. Наряду с этим, хотел бы подчеркнуть, что именно Казахстан и Россия, первые на пространстве СНГ, намерены подписать Договор о делимитации государственной границы, что говорит не о дистанцировании наших народов, а указывает на высокую степень взаимопонимания обоюдных позиций, и свидетельствует о реальном характере межгосударственного сотрудничества.
- Критики евразийской теории стараются преподнести ее как завуалированную форму стремлений России к геополитическому доминированию на евразийском континенте. Что вы можете им ответить по этому поводу?
- Мне знакомы такого рода мнения, которые вероятно берут истоки от остаточного мировоззрения периода советского централизма. Я уверен, что преодоление подобных предрассудков - вопрос времени. Ведь сторонники ультранационалистических идей, как правило, пользуются поддержкой народа в эпоху этнического самоопределения. Когда же большинство населения ощутит на себе позитивные аспекты евразийской интеграции, притом интеграции не в Россию, а в «надгосударство», «метагосударство», в то образование, над которым сегодня работают лидеры Казахстан и России, вот тогда люди начнут понимать евразийскую геополитическую методологию как реально действующий механизм, затрагивающий конкретные сферы их жизни - благосостояние, безопасность, защита прав личности.
- Благодарю за беседу.
Казинформ, Москва