CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

В Узбекистане запретили показ российского телесериала «Близнецы»

29 января 2005

Андрей САИДОВ, Ташкент. "Деловая Неделя", Казахстан

В Узбекистане запретили показ российского телесериала «Близнецы»

Студия «Камалак», контролирующая кабельное телевидение в большинстве районов столицы Узбекистана, где эфирная ретрансляция передач российского ТВ ограничена всего тремя часами по одному из государственных телеканалов, приостановила с четвертой серии показ сериала «Близнецы», принадлежащего ОРТ. Когда 20 января на экранах телевизоров вместо фильма появилась заставка, сообщающая об отсутствии устойчивого сигнала, зрители в Ташкенте, привыкшие к не очень высокому качеству технического обслуживания кабельных линий, даже не насторожились. Но на следующий день повтор серии не состоялся, а на этой неделе «Близнецы» уже исчезли из телепрограмм, публикуемых в местных газетах.

Причиной негласного пока запрета на показ многосерийного боевика, снятого выходцем из Узбекистана кинорежиссером Зиновием Ройзманом, по мнению самих телезрителей, могло стать то, что одна из главных сюжетных линий в начальных сериях «Близнецов» разворачивалась в Самарканде с конца 80-х годов по наши дни. Недовольство властей, очевидно, вызвало явное несоответствие показанных в фильме картинок народного быта провозглашаемым официальной идеологией «особенностям национального менталитета»: целомудрием, скромностью и нравственной стойкостью перед «растлевающим влиянием западной цивилизации и культуры», особенностями, будто бы не имеющими никаких исключений в жизни народа, независимо от обстоятельств.

По сюжету «Близнецов» узбекская женщина с более чем типичными именем и фамилией - Райхон Ибрагимова, вторая жена алкоголика милиционера, вовсю путается с другими мужчинами, русскими, рожает от одного из них дочь. Узнав об этом, муж в приступе ярости безнаказанно убивает ее на глазах у ребенка, а малолетнюю девочку выставляет на улицу. Уже в наши дни милиционер - убийца и взяточник становится обладателем роскошного особняка в центре города, а его неродная дочь - проституткой и соучастницей темных дел мафии. Она чуть было не вступает в интимную связь со своим отчимом, но совершает его заранее тщательно обдуманное убийство, чтобы отомстить за мать... Дальнейшие события сериала уводят действие из Узбекистана в Россию, однако и показанного в самом начале, по-видимому, оказалось достаточно, чтобы прекратить ретрансляцию «этого безобразия», по крайней мере, в сети кабельных студий, принадлежащих ООО «Камалак-ТВ», контрольный пакет акций которого принадлежит лицам, близким и, безусловно, лояльным власти. При этом не было взято в расчет, что по авантюрному сюжету «Близнецов» ситуация в семье Ибрагимовых, соответствующая детективному замыслу боевика, - вовсе не правило, и окружающие устами эпизодических героев неоднократно высказывают свое нравственное осуждение Райхон, ее мужу и дочери Фатиме, кстати, русской по рождению. Не было взято в расчет и то, что корни всей мелодраматичной истории, по замыслу создателей фильма, уходят во времена СССР, на тяжкое наследие которого официальная идеология продолжает сваливать все нынешние неурядицы в стране.

Это уже не первый случай, когда из цензурных соображений в Узбекистане купируются отдельные передачи российского телевидения. Пару лет назад, по словам зрителей, та же студия «Камалак» изъяла из сетки вещания кабельного телевидения передачу «Окна», тогда официально объяснив зрителям, что сюжеты Дмитрия Нагиева не отвечают задачам нравственного воспитания узбекской молодежи. Делались и регулярно делаются купюры отдельных эпизодов в фильмах, в основном эротического содержания, как на государственных телеканалах, так и ретранслируемых по кабельной сети «Камалак». Но целый телесериал исключается из показа впервые.

- Фильм был самым обычным, не шедевром киноискусства, - выражают свое мнение телезрители в Ташкенте. - И ничего особенного в нем не показали. Разве нельзя увидеть на улицах не только Самарканда, но и Ташкента многоэтажных особняков, построенных каким-нибудь прокурором или начальником милиции? И представительниц «древнейшей» профессии можно сегодня встретить среди узбекских девушек, особенно из областей. Только они совсем не такие «крутые» авантюристки, как эта «самаркандская Никита» из фильма «Близнецы», а серые и убогие, задавленные жизнью...

Режиссер Зиновий Ройзман в 1993 году, еще работая на киностудии «Узбекфильм», снял четырехсерийный детективный боевик «Обратная сторона луны» по сценарию братьев Вайнеров. Героем этого фильма был молодой узбекский милиционер, самоотверженно боровшийся с коррупцией в обществе, в том числе в самих правоохранительных органах. Разумеется, зло, с которым он боролся, досталось обществу в наследство от колониальной эпохи СССР, фильм был с удовольствием принят зрителем и горячо одобрен властями. Ройзман уехал из Узбекистана в середине 90-х годов, когда национальный кинематограф переживал глубокий кризис. По словам одного из режиссеров сегодняшней киностудии в Ташкенте, это были времена, когда студия позабыла о былом всесоюзном успехе таких многосерийных кинобестселлеров старшего поколения, как «Огненные дороги» Шухрата Абассова и множества любимых зрителями во всех уголках нынешнего СНГ залихватских кинобоевиков на историко-революционную тему, которые некоторые кинокритики называли «советскими вестернами».

- В последние годы существования СССР на «Узбекфильме» снималось до 12 полнометражных картин в год, - вспомнил режиссер. - Деньги государство выделяло щедро, и об успехе проката режиссерам беспокоиться не приходилось: ведь наши идеологически выдержанные, но увлекательные фильмы «про басмачей» демонстрировались по всей огромной советской империи. Правда, многие чувствовали творческую неудовлетворенность. Дескать, до смерти надоел этот вечный «басмачфильм». Мечтали о том, что, когда настанут лучшие времена, удастся реализовать свои самые сокровенные творческие замыслы, не укладывавшиеся в рамки советской идеологии. Но после обретения страной независимости оказалось, что наше кино не вполне готово к рыночным отношениям. Режиссеры привыкли сами думать только о творческой стороне дела, а не о коммерческой, опытных же продюсеров не оказалось, и отечественный прокат развалился прямо на глазах. В результате с 90-х по 96-е годы из страны уехали самые талантливые и подававшие надежды - Эльер Ишмухаммедов, Али Хамраев, Зиновий Ройзман. Другие сменили профессии. Дошло даже до того, что на «Узбекфильме» в бывших цехах по производству декораций начали изготавливать на продажу гробы...

В 2002 году Зиновий Ройзман снял в России телевизионный боевик «Дронго» по роману азербайджанского писателя Чингиза Абдуллаева. Действие этого фильма разворачивается в Баку, Москве, Тбилиси, Нью-Йорке, Париже и Лондоне. Приступая к съемкам телесериала «Близнецы», Ройзман, успевший отвыкнуть от реалий своей бывшей родины, скорее всего, вовсе не думал совершать никаких «идеологических диверсий» против нынешнего режима в Узбекистане или оскорблять национальные чувства узбеков, как о том сейчас говорят вслух некоторые его коллеги в Ташкенте, а собирался с удовольствием поработать с хорошо знакомой ему национальной фактурой и экзотическим восточным колоритом, способным возбудить дополнительный интерес у пресыщенной аудитории российских телезрителей. Между тем власти Узбекистана в последнее время уделяют очень много внимания кинематографу. 16 марта 2004 года президент Ислам Каримов издал Указ «О совершенствовании управления в сфере кинематографии», в котором, в частности, говорилось, что «в целях отражения средствами киноискусства происходящих перемен и реальных достижений на пути строительства в стране свободного демократического общества сущности идеи национальной независимости, усиления роли и влияния кинематографии в жизни общества, особенно в воспитании молодежи, повышения идейно-художественного уровня, а также дальнейшего совершенствования киноискусства в соответствии с современными требованиями... решения о выдаче и аннулировании лицензий на осуществление видов деятельности по производству, тиражированию, дублированию, реализации и прокату кино, видеопродукции, прекращении их действия принимаются Кабинетом министров на основании заключений Республиканского совета «Маънавият ва маърифат» (главного идеологического органа страны).

А вышедшее вслед за Указом президента постановление Кабинета министров Узбекистана «Об организации деятельности Национального агентства «Узбеккино» установило с 2005 года для кинематографистов план производства - 15 полнометражных художественных, 20 документальных и научно-популярных и 10 мультипликационных фильмов в год, «рассказывающих о жизни наших современников, коренных преобразованиях в общественной и духовной жизни общества». Устойчивой популярностью в местном кинопрокате сегодня пользуются снимаемые за три-пять месяцев комедийные картины на узбекском языке молодого кинорежиссера Юсуфа Разыкова, один из которых недавно был отмечен Гран при фестиваля «Киношок». Различными призами международных фестивалей разного уровня были также отмечены фильмы Назыма Аббасова, Зульфикара Мусакова и Джахонгира Касымова.

По мнению известного казахстанского киноведа Гульнары Абикеевой, кинематограф в Узбекистане как одна из отраслей массовой культуры ориентирован прежде всего на узбекского зрителя и кино направлено на ценности национального прошлого, происходит активная архаизация массового сознания. Однако киновед считает, что если в кино Центральной Азии пока безусловно лидирует Казахстан, то через 6-7 лет Узбекистан может вырваться на передовые позиции, поскольку в этой стране существует самое стабильное кинопроизводство под прямым патронажем государства, которое делает огромную ставку на кино. Перед кинематографистами страны поставлена цель - снимать фильмы, которые бы получали призы международных кинофестивалей. «После того как будет налажен процесс приглашения для работы режиссеров из соседних стран, можно прогнозировать прорыв, и тогда Узбекистан точно станет кинематографическим лидером региона», - делает несколько неожиданный вывод киновед в конце главы об Узбекистане в своей книге «Кино Центральной Азии. 1990-2001» (Алматы, 2001 год).

В ожидании прогнозируемого зарубежными кинокритиками на 2007-2008 годы прорыва многие мастера кино, покинувшие страну в середине 90-х, продолжают работать за рубежом, причем некоторые из их работ, как в случае с сериалом «Близнецы», получают самый неожиданный резонанс в Узбекистане. Куда удачнее, чем у Зиновия Ройзмана, сложились взаимоотношения с узбекистанской публикой и властями у другого известного выходца из Узбекистана - кинорежиссера и сценариста Джаника (Джахонгира) Файзиева, одного из создателей популярнейших в России и СНГ телесериалов «Остановка по требованию» и «Остановка по требованию-2», также любимых узбекскими зрителями. Правда, действия замысловатых сюжетных линий обеих «Остановок» разворачиваются территориально и эстетически совершенно вдали от «особенностей узбекского менталитета» - в самой что ни на есть российской провинции.

А сериал Зиновия Ройзмана «Близнецы» в Узбекистане пока еще смотрят вся Ферганская долина в ретрансляции молодежной коммерческой телестудии города Андижана и ряд районов Ташкента, где работают студии кабельного телевидения, независимые от ООО «Камалак-ТВ».

- В самом ближайшем будущем ничего подобного произошедшему на днях с «Близнецами» уже не повторится, - сказала директор одной из столичных студий кабельного телевидения. - В том смысле, что уже не будет никакой разницы в вещании: одни показывают, а другие - нет, поскольку с марта 2005 года все кабельные студии Ташкента должны будут войти в единую негосударственную телесеть, которая будет распространять единый телевизионный продукт на основе передач «Камалак-ТВ».

dn.kz

Предыдущая статьяПаспортный кризис: хотели как лучше, получилось как всегда
Следующая статьяРоссийские скинхеды несут насилие и ненависть