Алексей Балиев, GazetaSNG, 1.02.2005
Китай завоевывает Среднюю Азию
Китай намерен присоединиться к узбекско-киргизскому соглашению, предусматривающему расширение евроазиатского транзитного коридора Великий Шелковый Путь. Для реализации своих планов Китай планирует построить нефте- и газопроводы, которые протянуться до Туркмении, Узбекистана и Казахстана, а в перспективе - и до Японии (по дну Желтого моря).
Пекин преследует в регионе долговременные цели, поскольку, во-первых, не хочет зависеть от импорта российского газа и нефти. Во-вторых, Китай «бросает перчатку» США, Турции и НАТО, которые усиливают экономико-политического присутствие в регионе. Американские военные и разведывательные базы в Киргизии и Узбекистане угрожают безопасности Китая, что неоднократно заявляли МИД и Минобороны КНР. Вдобавок, именно вблизи границ Китая со Средней Азии активно действуют уйгурские сепаратисты, пользуясь признанием их госдепом США «народом, лишенным самоопределения», а также помощью из Восточного Афганистана и Северного Пакистана.
Впрочем, на главной площади Урумчи, столицы Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая, 1 мая, 7 ноября и 1 октября (день провозглашения КНР) вывешивают портреты Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. Есть в Урумчи (и в Харбине) и бюст Сталина, установленный еще в 1950 году. Местные власти и МИДа КНР объясняют это «приверженностью Китая марксизму-ленинизму, идеям Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина и решимости защищать территориальную целостность, как и дружбу всех народов Китая».
В середине 1930-х годов в СУАР была провозглашена «народная уйгурская республика», которую затем планировалось объединить с соседними казахстанскими уйгурами в автономную республику в составе Казахстана. Но этим планам помешало последующее союзничество СССР и Китая в войне с Японией и в конфронтации с США.
Передатчики радио «голос свободного Китая» с конца 1990-х годов установлены во всех странах Средней Азии, кроме Туркмении и Таджикистана. Вещание организовано и финансируется Конгрессом США и ЦРУ. Протесты Пекина Вашингтон пока игнорирует. Очевидно, что активное развитие экономических связей КНР с Туркменией, особенно в нефтегазоиндустрии и трубопроводном строительстве, едва ли импонирует США. В частности, потому что Ашхабад отказался разместить у себя американские военные базы. Предложение КНР создать зону свободной торговли в рамках шанхайской организации сотрудничества с участием Ирана, Туркмении и Монголии некоторые американские чиновники называют «неоколониальными устремлениями Пекина».
По данным китайских источников, в КНР формируется межведомственный совет, с участием китайского бизнеса, по сотрудничеству со всеми республиками Средней Азии. Предполагается, что в эту структуру войдут представители среднеазиатских государств. Важность этого проекта, да и значимость региона для КНР обусловлена прежде всего тем, что именно на западе и северо-западе Китая (т.е. в соседних со Средней Азией регионах) пока действуют радикальные уйгурские и тибетские сепаратистские группы, пользующиеся поддержкой извне. Кстати, недавний официальный визит в Россию главы «правительства независимого Тибета в изгнании» - Далай-ламы негативно комментировался в некоторых СМИ не только Китая, но и Тайваня. Отмечалось, в частности, что в России склонны потакать антикитайским комбинациям США.